Когда проезжаю через площадь Гагарина, невольно вижу самолёт, готовый взлететь с постамента. Памятник «Авиаторам всех поколений». Мой отец, фронтовой лётчик, кавалер ордена Красной Звезды, учился на нём в Оренбургском (тогда Чкаловском) лётном военном училище. С 1921 года начало свою славную биографию это учебное заведение. В нём обучался и первый лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Летал на таком же ИЛ-28. Во время войны и после неё – в различных региональных конфликтах – это была надёжная боевая машина.
Помню 50-60 годы. Моё детство на Соцгороде. Над жилыми домами в определённые дни недели с рёвом пролетали бомбардировщики. В стеклянном буфете тонкие рюмки на полках начинали подтанцовывать – резонировать. Мой отец иногда говорил словами популярной тогда песни Александры Пахмутовой: «Орлята учатся летать!»
Курсанты Оренбургской лётки (так любовно называли её все, кто каким-то образом касался жизни этого учебного заведения) проходили практику в учебном авиационном полку на военном аэродроме «Сокол». Базировался в Орске с 1953 года. За историю существования подготовлено свыше 4 тысяч лётчиков. Военные авиаторы внесли серьёзный вклад в развитие инфраструктуры восточного Оренбуржья. В течение трёх лет на своём аэродроме принимали самолёты Аэрофлота, так как в это время гражданский аэропорт реконструировался и готовился к приёму современных воздушных лайнеров. Военный аэродром использовался в качестве запасного гражданского, что значительно повышало безопасность пассажирских и грузовых перевозок.
Нас, школьников, возили сюда на экскурсии – уроки профориентации. Через КП заходили на территорию – где-то покрытую асфальтом, где-то – небольшими бетонными плитами, сквозь стыки пробивалась трава. И восторженные взгляды мальчишек и девчонок видели на постаменте настоящий самолёт. Экскурсовод – работник штаба – вёл наш класс по территории. Показывал трёхэтажную казарму, где жили курсанты, одноэтажное здание штаба. Нам повезло даже побывать в высокой диспетчерской с большими круговыми окнами, откуда осуществляется руководство полётами. Поддерживается радиосвязь с экипажами – курсантом и инструктором: одни самолёты готовы взлететь, другие уже в небе. Столы с множеством приборов, за которыми во время учебных полётов сидят специалисты. Как помню, нас заводили в небольшую диспетчерскую по несколько человек. Остальные – в очередь. Потом провели и на лётное поле, где ровным строем на бетонных плитах стояли большие блестящие крылатые «птицы».
В 1994 году я вновь приехал на «Сокол». Готовил фотоальбом с множеством иллюстраций к юбилею города – «Орск-260». Но в конце 2006 года «Сокол» как лётная база Оренбургского высшего военного авиационного Краснознамённого училища летчиков имени Полбина был расформирован. Ему нашлась замена. Тогдашний глава Орска Юрий Берг, бывший морской офицер, решил сохранить для потомков крылатый ИЛ-28, который стоял в военной части на постаменте.
15 января 2007 года самолёт демонтировали и по частям отправили на машиностроительный концерн «ОРМЕТО-ЮУМЗ». Я, как корреспондент «Орской газеты», делал об этом фоторепортаж. А уже в сентябре отреставрированная машина была установлена на более чем 40-тонную бетонную звезду. С тех пор это символ нашего города. Территория вокруг него благоустроена. Установлены фонари и лавочки. Место отдыха горожан с маленькими детьми. На фоне взлетающей машины фотографируются на смартфоны и планшеты. Не забывают об этом памятном месте и молодожёны.
По традиции возле самолёта «Авиаторам всех поколений», на День авиации, бывшие лётчики и техники собираются на митинг. Проходил он и в этом году 17 августа. К слову, Совету ветеранов воинской части «Сокол» исполнилось 10 лет! Но это тема уже для другого разговора.
Автор Валерий Тихомиров, член Интернационального и Российского союзов писателей, Союза журналистов России, заслуженный работник культуры г. Орска.
Фото автора