Одна из участковых избирательных комиссий Оренбурга в первый день голосования забраковала 171 заявление о проведении голосования на дому — на том основании, что они были составлены до 9 сентября. Однако облизбирком вскоре опубликовал официальный комментарий: «дата заявления не имеет значения».
Решение об аннулировании заявлений о проведении голосования на дому было принято участковой комиссией №1059, расположенной в Оренбурге на проспекте Гагарина, 44/4. В этом документе сообщается, что недействительным признается 171 заявление, составленное до 9 сентября.
Однако вскоре Облизбирком почти прокомментировал этот инцидент в своем телеграм-канале: дескать, заявления были аннулированы потому, что заполнены они были одной рукой; дата же составления заявления значения не имеет — главное, что в комиссию они были сданы (пусть даже и не самими избирателями, а некими «третьими лицами») в установленные сроки.
Между тем, в Орске представители оппозиционных кандидатов фиксируют аналогичные факты на множестве участков. О выявленных нарушениях (или все-таки не нарушениях?) они сообщают в правоохранительные органы. Вот, например, что корреспонденту ORSK.RU рассказал Сагындык Узакбаев, являющийся доверенным лицом двух кандидатов: Алексея Каширского (Госдума) и Вячеслава Ращупкина (Заксоб):
Сагындык Узакбаев, доверенное лицо кандидатов в депутаты Заксоба и ГосдумыНа избирательном участке 1307 (в здании гимназии №1) по моему требованию представили заявления, написанные орчанами, о проведении надомного голосования. Многие из них датированы и 27 августа, и 2 сентября — то есть были составлены задолго до 9 сентября, когда можно было начинать подавать такие заявления. И я насчитал только на одном участке 25 таких!
По словам Узакбаева, он сообщил о выявленных фактах в Следственный комитет, после чего на участок прибыла Надежда Середина, председатель территориальной избирательной комиссии Советского района.
Сагындык Узакбаев, доверенное лицо кандидатов в депутаты Заксоба и ГосдумыС участка меня мягко, без насилия, выставили. Объяснили тем, что я мешаю волеизъявлению граждан. Причем как раз в этот момент ни одного избирателя на участке не было, только члены УИКа и наблюдатели.
Помимо этого, говорит он, многочисленные нарушения можно обнаружить и на других участках:
Сагындык Узакбаев, доверенное лицо кандидатов в депутаты Заксоба и ГосдумыНа участке 1301, расположенном в школе №23, сейф для хранения бюллетеней находился в другом крыле здания. А на участке 1300, располагающемся в той же школе, сейф после проведения надомного голосования даже не был опломбирован. На избирательном участке в поликлинике больницы №1 на начало голосования даже не было кабин, а КОИБы [автоматические комплексы обработки избирательных бюллетеней] находились в другом помещении. На некоторых участках отказываются предъявлять списки избирателей, не сообщают данных о количестве выданных открепительных удостоверений. Даже заявления о выявленных нарушениях просто не принимают! На актах тестирования КОИБов просто нет подписей. Это полный беспредел, у меня слов нет от возмущения!
Напомним, 6 сентября группа депутатов Орского горсовета обнаружила в одном из детских садов города кипу открепительных заявлений, которые, считают они, собирались воспитателями по всему городу. В детский сад тогда прибыла полиция; о результатах проведенной проверки пока не сообщалось.