«Никелевый гигант [имеется в виду компания «Мечел»] задумался о расконсервации «Южуралникеля» в Оренбургской области», — такое сообщение появилось в одном из региональных телеграм-каналов. Анонимный автор канала преподносит эту новость как негативную: дескать, вместе с производством в город вернутся и экологические проблемы, и, значит, «противогазы нужно закупать уже сейчас».
А многие орчане, прочитавшие эту новость, наоборот, обрадовались: ведь перезапущенное производство — это множество рабочих мест — перед самой остановкой на Никеле 3 тысячи человек работало… Так что же на самом деле происходит сегодня на предприятии?
Мы направили в пресс-службу «Мечела» официальный запрос. Ответ получили в высшей степени размытый.
Алексей Рыжков, сотрудник пресс-центра ПАО «Мечел»:
Работа ведется сотрудниками «Южуралникеля» в сотрудничестве с федеральным научно-исследовательским институтом. Сейчас находимся на этапе доработки и улучшения предложенных технико-экономических решений. Пока о конкретных сроках реализации данного проекта говорить рано.
То есть некий проект, действительно, есть, но насколько он масштабен, не ясно.
Вряд ли речь можно вести о перезапуске производства в тех масштабах, что существовали до остановки комбината в 2012-м году.
Кратко напомним, что вообще тогда происходило. Настойчивые слухи о том, что ЮУНК вот-вот признают банкротом, начали бродить по городу еще летом 2012-го. Ещё бы им не бродить: зарплаты работников уменьшились в разы, начались сокращения.
На самом предприятии этой информации не подтверждали, но и не опровергали, а в региональном правительстве заявили, что чиновникам «не удалось найти какие-либо данные о приближающемся банкротстве предприятия».
Но в сентябре того же года стало ясно, что над Никелем сгустились тучи. Предприятие посетил Юрий Берг, который тогда был губернатором Оренбуржья. По итогам его визита на комбинат пресс-служба областного правительства составила официальный релиз, в котором сообщалось: работники — прежде всего пенсионеры — пишут заявления об увольнении по собственному желанию, давления на коллектив не оказывается. Юрий Берг дал такой комментарий:
Юрий Берг, в 2012 году — губернатор Оренбургской области
Мы сделаем все возможное, чтобы помочь вам выбраться из кризиса. В течение ближайших 2-3 недель запланированы встречи в федеральных структурах, от которых зависит решение вопросов.
Но решить эти самые вопросы не удалось. В ноябре производство на комбинате было остановлено, а в декабре — подписано соглашение между «Мечелом», ЮУНК и городской и областной властью. Людям, оставшимся без работы — а на предприятии тогда числилось более 3 тысяч человек — предлагалось устроиться на другие предприятия компании, обещались «подъемные» для обустройства на новом месте и так далее. Однако уже в 2013 году никельщики устроили массовую демонстрацию в центре Орска. Вот как это выглядело.
Со временем такие выступления прекратились, бывшие металлурги либо сменили род деятельности, либо уехали из Орска. Орский Никель пытались продать новому собственнику, но никого это предложение не заинтересовало — так он и стоял, законсервированный, 10 лет. И вот теперь снова появилась робкая надежда на возрождение производства.
Если руководство «Мечела» и правда решится перезапустить Никелькомбинат, ему придется вложить в этот проект колоссальное количество денег: мало того, что перевод металлургического комплекса из «спящего» состояния в «бодрствующее» — это в принципе очень дорогое занятие, так еще и придется догонять конкурентов, которые в течение 10 лет вовсе не спали, а модернизировали свои предприятия. В общем, в возрождение советского гиганта верится с трудом.
Но орчане — особенно жители посёлков Никель и Первомайский, страдающих от безработицы — были бы рады и тому, чтобы на базе громадного комбината открылось какое-то небольшое производство.