Фото: Павел Лещенко/ORSK.RU
Если кратко, дизайн-код — это свод правил, которыми предусмотрено, как должны оформляться вывески, адресные таблички, каким образом рекламные конструкции должны размещаться на фасадах зданий и т. д. Шрифт, которым написаны названия улиц, форма остановочных павильонов, способы размещения рекламы — всё должно оформляться в едином стиле и создавать, таким образом, неповторимое «лицо города».
Этот документ должен стать как бы дополнением к уже утверждённым и действующим правилам благоустройства, в которых расписаны все мелочи — от ширины тротуаров до расстояния между посаженными деревьями. Если дизайн-код всё-таки примут, его требования станут обязательными к исполнению и для коммунальщиков, и для собственников коммерческих помещений, и для предпринимателей. И те, кто не будет соблюдать содержащихся в дизайн-коде требований, могут быть привлечены к административной ответственности — как сейчас привлекаются нарушающие правила благоустройства.
Фото: Павел Лещенко/ORSK.RU
Это известие вызвало острую реакцию со стороны бизнес-сообщества. Мол, вы сейчас примите свою бумажку, а нам беги, заказывай новые вывески? Они же, между прочим, денег стоят… Представители комитета архитектуры городской администрации поспешили успокоить: процесс будет не таким уж быстрым.
Наталья Федорова, и.о. председателя комитета архитектуры и градостроительства
Дизайн-код будет регламентировать параметры для новых вывесок, а для существующих будет предусмотрен переходный период, в который никто не будет обязывать собственников менять эти вывески.
Тут разгорелся спор: а какой срок будет достаточным: двух лет хватит? Или три, пять лет нужно?
Вообще, присутствующие быстро разделились на два лагеря. В одном — представители рекламных агентств, которые изготавливают вывески. В другом — профессиональные архитекторы, и имеющие отношение к администрации, и не имеющие.
Рекламщики возмущались: вот, дизайн-код требует уменьшать размер рекламных конструкций, настаивает на том, что огромные аляповатые баннеры нужно заменять маленькими, стильными вывесками, которые не будут уродовать внешний вид здания. Вроде логично, но… А вы знаете, почему баннеры в Орске так популярны?
Галина Васильева, руководитель рекламного агентства
Облупленный фасад они [предприниматели] закрывают этим баннером! Как правило, он заказывает не световую вывеску хорошую, а говорит: «Закройте мне вот эту порнографию баннером»!
В общем, классическая история: как говорилось в одном советском мультике, «От этой картины большая польза: она дыру в обоях закрывает». Архитекторы парировали: понятно, что все хотят сделать подешевле и попроще, но, если не ставить чётких целей, вообще никакого движения вперёд не будет.
Олег Белов, орский архитектор
Речь идёт о том, чтобы к чему-то стремиться хорошему. Не говорится о том, что завтра нужно всё снять и поменять. Нету ни у кого сейчас денег. Но мы сейчас должны закладывать какое-то стремление к лучшему. Оговаривать какие-то моратории на время — это можно. Это, действительно, правильный вопрос. А вот просто говорить: «У нас нету денег, так давайте всё завесим баннерами, потому что у нас фасады не ремонтируют...» К дизайн-коду это никакого отношения не имеет. Фасады — это другое.
В итоге сошлись на том, что переходный период следует продлить: со временем выцветшие вывески всё равно придётся менять на новые, а они уже будут оформляться в соответствии с кодом. В итоге процесс обновления постепенно пройдёт сам собой, без репрессий в отношении бизнеса.
Обсудили и вопрос, который касается не бизнеса, а простых жителей. Многие орчане застеклили свои балконы, обшили их пластиковыми панелями, каждый по своему вкусу; а дизайн-код таких вольностей не предполагает. Неужели всё придётся разбирать и переделывать? Нет, успокоили чиновники, не придётся.
Виктор Бурундуков, зампредседателя комитета архитектуры и градостроительства
Вышло с 1 января этого года специальное постановление, регламентирующее правила размещения балконов и так далее. Там говорится, что нельзя их переделывать без согласования. А вот если вы [раньше] сделали обшивку, застеклили... таких собственников трогать не будут.
При этом, подчеркнул Бурундуков, останутся старые конструкции, а новые таким образом делать будет нельзя. Со временем весь «самодел» выйдет из строя, лоджии придётся ремонтировать, переделывая обратно в балконы, и ситуация нормализуется, опять-таки, сама собой.
В итоге участники слушаний внесли ряд предложений по исправлению документа. Вы тоже можете внести свою лепту в это дело: пожелания от граждан принимаются до 24 апреля. Затем документ будет сформирован окончательно и поступит на утверждение городским Советом депутатов.