Фото: Архив ORSK.RU
Оренбургское УФАС оштрафовало руководство орского автовокзала и одного из предпринимателей за нарушение закона «О защите конкуренции». Это итог противостояния, которое длилось не один год.
Валерий Нагорный, бывший индивидуальный предприниматель
Это все моё противостояние заняло 3,5 года. Даже те, кто в начале в меня верили, они по истечении 1,5-2 лет говорили, что «ты зря все это затеял, ничего ты не добьешься». Ну, можно сказать, благодаря своему упорству и настойчивости, я добился правды.
Всё это время за свои права боролся орчанин Валерий Нагорный, который занимался раньше пассажироперевозками по направлению «Орск — Светлый» (и сопутствующие населённые пункты). Напомним: громкий скандал разразился в 2019 году — жители восточного Оренбуржья пожаловались на то, что автобусы из Орска в Ясный ездят очень редко. Тогда мы провели эксперимент: купили билет в кассе и ждали отправления нашего автобуса. Каково же было удивление нас и других пассажиров, когда за 50 минут до нашего рейса перед носом уехал практически пустой автобус в сторону Ясного и Светлого.
Видео: архивное видео ORSK.RU 2019 года
Возник логичный вопрос: почему кассир не предложила пассажирам, и нам в том числе, билет на тот самый более ранний рейс? Ответ дал тогда ещё индивидуальный предприниматель Валерий Нагорный, чей автобус и уехал полупустым. Он заявил: на орском автовокзале специально доводят до банкротства перевозчиков, чтобы, так сказать, занять их нишу.
Видео: архивное видео ORSK.RU 2019 года
Валерий Нагорный, индивидуальный предприниматель
Делается это по простой схеме: дают команду в кассы не продавать на определённого человека (предпринимателя, занимающегося перевозками, — прим. редакции) билеты. Месяц-полтора, человек банкротится, потому что основная прибыль идёт с орского автовокзала. И, когда здесь им прекращают продажу, месяц-полтора, ну, максимум, два, человек банкротится и уходит с маршрута. Они пользуются этим, ставят на расписание того перевозчика, которого они «съели», свои машины и продолжают ездить. У них освобождается одно время, они продают билеты только на свои машины и потом переходят к другому перевозчику. Так они выгнали 6 перевозчиков.
Тогда, в 2019 году, Валерий рассказал о резком падении своей прибыли — с 90 000 рублей в месяц до 3000-4000, рассказал о том, что пришлось сократить количество машин на рейсе — с 4 до 2, и о многих других сопутствующих проблемах, в том числе и о потраченном пассажирами времени, ведь им по необоснованной причине приходилось просиживать на автовокзале, тогда как они могли уехать на час раньше. Ещё тогда предприниматель заверил: он намерен бороться до конца.
Видео: архивное видео ORSK.RU 2019 года
Валерий Нагорный, индивидуальный предприниматель
Мы-то что? Мы — расходный материал. Сегодня одного «съели», завтра — второго «съели». У нас нет ни депутатских корочек, ни погон с большими звездами, которые могли бы за нас заступиться. А там все есть. Это присутствует. Поэтому их как бы трогать нельзя. А с нами разговор простой. Банкрот — свободен. А мы на твое время ставим свои машины и будем набивать свои карманы. А то, что люди сидят на вокзале по 2-3 часа, не могут уехать в ту сторону — да на это наплевать! Люди кто? Они не ездят на джипах, значит, они подождут директорскую машину. Вот и всё.
Прошло больше 2 лет, и вот Валерий Нагорный неожиданно сообщает — точка в этом скандальном деле поставлена. Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области провело проверку и пришло к выводу, что предприниматель Калашников, который занимается вокзально-кассовым обслуживанием — грубо говоря, осуществляет организацию службы автовокзала, — и предприниматель Конасов, который занимался пассажроперевозками по маршруту «Орск — Ясный», нарушили закон «О защите конкуренции». Кроме того, суд Ленинского района оштрафовал исполнительного директора Калашникова Сорокина по статье «Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нём». Комиссия делала контрольные закупки — итог такой же, как и у нас. Сравнивала количество пассажиров, которых доставили в нужные пункты предприниматели Валерий Нагорный и Конасов. В общем, провела большую проверку, всё исследовала, опросила разных участников этого скандального дела. Мало того, в УФАС обнаружили, что часть машин, на которых осуществлял перевозки Конасов, принадлежат Сорокину. В итоге все трое были оштрафованы.
Валерий Нагорный, бывший индивидуальный предприниматель
Схема такая: С… давал команду не продавать определенному перевозчику билеты. И у человека уходила пустая машина с автовокзала. Он сажал одного-двух человек в машину, продавали там на самые ближайшие населённые пункты. И если перевозчик не едет с этим одним или двумя пассажирами, значит, он выписывает ему штраф 500 рублей. Потому что в договоре перевозчиков с автовокзалом там драконовские [требования] — автовокзал не отвечал ни за что, отвечал за всё перевозчик, и перевозчик, если ты отказывался подписывать это, то автоматом тебя могли не допустить.
Кроме того, Валерий Нагорный отсудил потерянную прибыль — порядка 750 000 рублей. По понятным причинам, сейчас он на автовокзале больше не работает.
Что же происходит на его маршруте «Орск — Светлый»? Как рассказал Валерий, основная часть пассажиров ездит на «Ларгусах» без покупки билетов в кассах, так как официальных маршрутов осталось очень мало.
Валерий Нагорный, бывший индивидуальный предприниматель
Если касса будет работать — надо будет платить налоги. А если в «Ларгусы» люди садятся и платят наличку, то это уже можно работать, не платя налог. Вот в чём разница. Там даже была придумана такая схема — «бла-бла-кар». На автовокзале. Я лично ездил по этому «бла-бла-кару». Садился в рейсовый автобус, который отправляется по расписанию, но деньги отдавал наличкой водителю. Это тоже уходит от налогов.
О том, что «Ларгусы» забирают работу у перевозчиков, которые работают через кассу, ранее жаловался и другой предприниматель — Виктор Синенков.
Валерий Нагорный, бывший индивидуальный предприниматель
На автобусах — вот сколько туда ходили — ни один автобус не попадал в аварию. «Ларгусы» бились каждый год. Почему? Потому что там водители сидят в основном с категорией «Б». Это любительская категория. Можно остановить любой «Ларгус» и спросить у водителя медицинскую справку. Нет у них. Они не проходят. Может, он эпилепсик. Может, сердечник, может, у него давление зашкаливает. Может, еще что. Медосвидетельствования никакого не проводится. Человек просто сел за руль и просто поехал. Какое у него состояние здоровья, никто не знает. Это как русская рулетка . Попал в хорошего водителя — значит, ты доедешь. А нет — значит, с тобой всё, что угодно может приключиться. Вот это Медосвидетельствование водители с категорией «Б» проходят один раз в 10 лет, когда меняют права. А что происходит за эти 10 лет — никто не знает.
Высказался Валерий Нагорный и по поводу реконструкции в здании автовокзала. Отметим — кассы там перенесли с первого этажа на второй.
Валерий Нагорный, бывший индивидуальный предприниматель
У этих людей трудно узнать истинные намерения. Все покрыто тайной. Но то, что пассажиров заставляют лазить на второй этаж с чемоданами — это факт на лицо.
Я сам, когда у меня машины еще ходили, очень много людей ездили по направлению, пожилых людей, по направлению ездят сюда в клинику. Ну в больницы ездили. Как они ездили, так они и будут ездить. Но теперь эти больные люди, пенсионеры — им приходится кто с сумками, кто с багажом подниматься на второй этаж. Там внизу у них ни камеры хранения, ничего нет. Маленький коридорчик, лестница на второй этаж — ну и там 5-6 скамеек стоит — все. Это забота о людях!
Напомним, что в 2014 года Федеральная антимонопольная служба обнаружила сговор между руководителем автовокзала и одним из индивидуальных предпринимателей (здесь имела значение кровная связь — они родственники). Схема — нам уже знакомая: на кассе продавали билеты только на «нужное» время. Нарушителей тогда оштрафовали, но они это решение оспорили в Арбитражном суде. Спустя 5 лет ситуация повторилась. Но главные жертвы этих историй — обычные люди, которые стали заложниками делёжки денег и власти на дорогах.
Фидео: ORSK.RU/Андрей Энгель