Система финансирования школ в Орске непонятна и непрозрачна. Так считает директор орской школы Вячеслав Ращупкин. Казалось бы, с введением подушевого финансирования должно быть все просто: сколько детей — столько и денег. На 2022 год расчёты такие: один ученик 1-4 классов — 27 тысяч рублей, 5-9 классов — 42 тысячи, 10-11 — 49 тысяч. А по факту выходит иначе.
Вячеслав Ращупкин, депутат Заксоба, директор школы №24— Я считаю, та сумма, которую утвердил областной бюджет, должна дойти до каждой школы в том виде, в котором это было сделано. Ее нельзя уменьшать, понимаете.— А она уменьшается?— А она уменьшается. Допустим, у меня 1000 человек в школе, а у кого-то 300. И чтобы школы существовала, этих денег не хватает.
Вячеслав Ращупкин утверждает, что недофинансирование двух школ и двух детских садов под его руководством на 2022 год составляет порядка 10 млн рублей!
Вячеслав Ращупкин, депутат Заксоба, директор школы №24Когда идет расчет подушевого финансирования, берется идеальная ситуация. Есть класс, в нём 25 человек. Берется учебная нагрузка, считается, это все усредняется. И получается в среднем такая-то сумма. Доходя до города Орска до каждой конкретной школы, она начинает корректироваться. Понимаете. Я считаю, это неправильно. Я считаю, каждая школа должна получить столько, сколько выделила область на каждого ученика.
А упирается всё, по его мнению, в проблему малокомплектных школ. По закону об образовании, они должны получать дополнительные деньги из регионального бюджета, ведь если в классе всего 10 учеников, но общей суммы, полученной из подушевого финансирования, не хватит даже на зарплаты учителям.
Но дело в том, что отправив запрос в областную прокуратуру, Вячеслав Ращупкин получил неожиданный ответ.
Ответ прокуратуры Оренбургской области на запрос Вячеслава Ращупкина
Иными словами...
Вячеслав Ращупкин, депутат Заксоба, директор школы №24Тогда мы не имеем права говорить про наличие малокомплектных школ. Критериев нет.
Этого ответа директор школы ждал и добивался много лет. Теперь можно переходить к следующему этапу.
Вячеслав Ращупкин, депутат Заксоба, директор школы №24Проще говоря, дверь, в которую я стучался порядка семи лет, она не открылась, она начала приоткрываться. И тогда из этого ответа вытекает ещё один вопрос. Если школы есть малокомплектные, то как они всё это время финансировались. Теперь моя задача доказать, что они финансировались за счет или в ущерб всем остальным образовательным учреждениям, которые малокомплектными не являются.
Минобр Оренбургской области в ближайшее время должен разработать критерии оценки малокомплектных школ.
Вячеслав Ращупкин, депутат Заксоба, директор школы №24Те школы, которые попадут под эти критерии, должны будут получить дополнительное финансирование. Если они получат дополнительное финансирование, то на их существование не надо будет отрывать от других школ средства. И им добавлять. Автоматом увеличится финансирование и других образовательных учреждений. У них будет денег больше.
У самого Вячеслава Ращупкина есть огромное желание принять участие в разработке критериев.
Вячеслав Ращупкин, депутат Заксоба, директор школы №24На мой взгляд, определить малокомплектную школу очень просто. Норматив подушевого финансирования определяется Оренбургской областью. Сколько стоит обучение в школе, определяет область. И если тех денег, которые определило правительство Оренбургской области, на существование школы не хватает, то такая школа и есть малокомплектная.
Введение понятия «малокомплектная школа» расставит точки над i: их финансирование должно быть заложено в областном бюджете, а не в экономии на обычных школах.