Фото: ORSK.RU
Жители крошечного посёлка Звероферма — в нём всего-то 10 дворов — уже полгода как остались без воды. Как задвижку закрыли в мае, так люди и мучаются. Летом её, хоть и грязную, техническую, привозили в автобочке. Теперь и этого нет: пришли морозы, вода в кране стала леденеть, и подвоз просто отменили. У местных жителей одна надежда: снег выпадет — можно будет его топить, всё станет полегче...
Орск, 21-й век.
Фото: ORSK.RU
На самом деле, люди просто доведены до отчаяния.
Лидия Михайлова, жительница посёлка Звероферма
У нас дети, внуки у нас есть. Мы сами, в конце концов, люди…
В чём же, собственно, проблема? Об этом мы уже рассказывали вам в начале июня. Когда-то у этого посёлка, расположенного неподалёку от Джанаталапа, имелась своя скважина с водокачкой — она была не сильно надёжной, но, в общем, этого хватало. Потом трубы в посёлок завёл Орский мясокомбинат. Он тогда строил свинокомплекс «Орский бекон» и заодно бросил трубу на Звероферму — всё равно по пути. При этом людей предупредили: вода будет даже бесплатной, но это не просто подарок, а своеобразная компенсация — за то, что людям придётся терпеть вонь расположенного неподалёку свинокомплекса. И вот этой «компенсацией» люди и пользовались в течение многих лет. Говорят, были бы не против и платить за воду, но юридически это было невозможно оформить, потому что официально, на бумаге, никакого водовода вообще не было. А потом обанкроченный свинокомплекс перешёл к новому собственнику, который решил перекрыть задвижку: объяснил это тем, что предприятию для себя не хватает. Какие там у кого были договорённости, ему не известно, да и не интересно. Вот так: вонь от свинарника осталась, а вода исчезла.
Фото: ORSK.RU
Городские власти с новым собственником договориться не смогли и приняли временное решение: воду в посёлок будут возить бочками. Правда, вода из старой автоцистерны оказалась рыжей, ржавой, и годилась только чтобы полы мыть, даже для стирки плохо подходила. Местные были от этого не в восторге, но куда деваться?
Елена Байгелова, жительница посёлка Звероферма
Стали привозить воду — а вода вот такая, хуже, чем моя куртка [коричневая]! Это ужас, вообще за людей нас не считают! Скотина даже, свинья, не будет пить эту воду! Привезли воды: «Таскайте вёдрами»! Я 50 вёдер оттаскала — без плеч осталась, без рук. Ну, мне 70 лет!
К тому же, и этой технической воды привозили в обрез: сразу строго предупредили, что её можно использовать для хозяйственных нужд, но не для полива. Это оказалось очень болезненным ударом: пенсионеры живут по большей части натуральным хозяйством. Что на огороде вырастили — тем и питаются.
Лидия Михайлова, жительница посёлка Звероферма
Конечно, у нас у всех огороды, и нам их поливать бы нужно, но нам запретили поливать огороды. Нам сказали: только на питьё. Вот, посредине [посёлка] встанет машина, и набирайте только пить. А остальное — как хотите.
Да, это было неудобно, да, урожай погиб, но люди ждали: сейчас что-то решится. Или власти договорятся с руководством свинокомплекса, или пробурят скважину, или протянут двухкилометровую трубу из Джанаталапа (этот вариант озвучивался как основной)… Но, чем ближе к зиме, тем меньше на это оставалось надежды. А теперь и бочка со ржавой водой ходить перестала. Воды в посёлке нет совсем. Её надо возить из города. И тут каждый выкручивается, как может. Александр, работающий токарем на заводе, по пути со смены заскакивает в посёлок Форштадт, к колонке.
Александр Романов, житель посёлка Звероферма
С колонок набираем и везём, кто откуда может. Кто из города, в смысле, в квартирах [у знакомых] набирает. Кто откуда.
Его соседка, многодетная мать Асель находится в декретном отпуске с 5-месячным малышом. Говорит, чтобы просто искупать младенца, постирать пелёнки, приходится ездить к колонке, по 4 километра в одну сторону, как минимум раз в день. И Асель считает, что ей ещё повезло.
Асель Есенова, жительница посёлка Звероферма
Благо у нас есть своя машина, мы возим каждый день. Ну, литров по 60 в день. Но у нас машина есть! А тут проживают инвалиды, которые не могут ездить в город и привозить себе воды... Мы-то ладно, молодёжь хоть как-нибудь справится, а инвалиды и пенсионеры — навряд ли.
А как, действительно, быть тем, у кого машины нет? Только надеяться, что соседи не дадут пропасть. Они и не дают — общая беда людей сблизила.
Елена Байгелова, жительница посёлка Звероферма
Вот, у меня муж - инвалид первой группы, он лежачий. Мне — 70 лет. Я не могу каждый день таскать воду, ездить в город! Вот, попрошу соседей — они мне, слава Богу, привезут. Других попрошу, у кого есть машина — ну, это дело-то не годится!
Как долго ещё жители посёлка смогут выдерживать такой ритм, они и сами не знают. На помощь со стороны ответственных лиц, говорят, уже надежды нет. Осталась только на природу: может, снег пораньше выпадет…
Елена Байгелова, жительница посёлка Звероферма
«Это не в моей компетенции»! А в чьей?! Хочешь-не хочешь — заругаешься матом. Уже было такое, снег топили, когда не было у нас воды…
Мы связались с пресс-службой городской администрации и попросили прокомментировать ситуацию.
Пресс-служба администрации Орска
Определяем источники финансирования для подключения Зверофермы к уже существующим сетям. На данный момент на территории посёлка действуют несколько скважин, которые местные жители используют для бытовых нужд.
Очевидно, речь всё-таки идёт (как и полгода назад шла) о сетях посёлка Джанаталап, расположенного в 2 километрах от Зверофермы. Но когда состоится это присоединение и сколько еще людям придётся выживать в таких условиях, к сожалению, не уточняется.