Фото: Елена Зуйкова
Город Орск, май, 2024 года. За каждой кучей сломанной мебели, утонувшей техники и отсыревших стройматериалов — сломанные судьбы и утонувшие планы. Месяц назад, 5 апреля, жизнь тысяч орчан поделилась на «до» и «после». Думал ли кто-нибудь когда-нибудь, что по улицам будут ездить вездеходы-амфибии, на улицах зазвучат сирены, а люди будут стоять в очередях за водой. Хроники затонувшего города — в нашем материале.
Начнём отсчет с 3 апреля. Сброс Ириклы 790 кубометров, а затем 890. Тогда казалось, это космические цифры. Для сравнения, привычный сброс с водохранилища в засушливом регионе — 15 кубометров, и 30 кубов в пик паводка. Обстановка напряженная: подтоплены мосты через Елшанку, гаражи, на дорогах талые воды, в городе перебои с водой. Глава города делает заявление, которое потом ему долго будут припоминать. Мол, будьте спокойный, дамба выдержит.
Василий Козупица, глава Орска— Дамба в Старом городе. Все ли будет в порядке? Выдержит ли она?— Ещё один миф, мифов много. Я ещё раз говорю, испытаний ещё не проводилось...Мы помним, какая работа проводилась, там обложено все большими камнями, виброкатками закатывалось, если где-то и дренирует, то это предусмотрено проектом.
4 апреля. Сброс Ириклы с утра увеличился до критического показателя — более 1600 кубометров, приток 2400. Такого не было никогда. До полного заполнения водохранилища остается полметра. К вечеру Ирикла стала сбрасывать 2170. В Оренбургской области введён режим ЧС. В Орск прибывают спасатели из города Пермь.
Фото: МЧС
Утро 5 апреля. Роковой день в истории Орска. С утра стало известно, что вода подошла к поселку Малый Кумачок, что, в принципе, было прогнозируемо. Все внимание Орска приковано к загадочной воронке возле Никельской объездной. Но жители Старого города, а конкретно улицы Оренбургской, обращают внимание на подтекание насыпи. Небольшой спойлер: в итоге воронка никакой роли в истории с затоплением не сыграла. В 18.20 вечера завыли сирены, объявлена эвакуация площади Гагарина, улиц Строителей, Докучаева в связи с угрозой прорыва дамбы.
Что было дальше? Попытка отсыпать дамбу, эвакуация Старого города, поселков Никель, Форштадт. В Орск летят самолеты со спасателями из Москвы и Ногинска. В 8 часов вечера, говоря техническим языком, произошло нарушение целостности тела гидротехнического сооружения. Проще говоря, дамбу — прорвало. Именно в районе улицы Оренбургской.
По городу курсируют автобусы, носятся спецмашины, воют сирены. Старый город, Форштадт, а следом и площадь Гагарина, Никель, Первомайский, уходят под воду буквально за пару часов.
6,7,8 апреля кошмар продолжился. Объявлена эвакуация поселков Рабочий и Лесоторговый, а следом 6-го микрорайона, 2 участка. Возбуждены два уголовных дела: первое по статье «Нарушение правил безопасности при проведении строительных работ», второе — по статье «Халатность». Оказывается, уже после ее строительства прокуратура выписывала предписания по устранению многочисленных нарушений. Но есть еще один момент. Дамба, построенная в Орске, была спроектирована для однопроцентного паводка, то есть паводка, который прогнозируется раз в 100 лет. Максимальный допустимый уровень Урала на который был рассчитан объект — 5,5 метров. По данным на 6 апреля, уровень реки составляет 9 метров 60 сантиметров. Сброс воды с Ириклинского водохранилища 2170 кубометров в секунду, а приток — 2100 кубометров в секунду.
Фото: ORSK.RU
7 апреля в Орск прибывает министр МЧС Александр Куренков. Это был его первый визит, после он прилетит еще не раз. В Орске постоянно находится губернатор, федеральные СМИ, МЧС, волонтеры со всей страны. Вечером 8 апреля на площади Комсомольской собрался стихийный митинг, прямо под окнами администрации, где в этот момент находился Денис Паслер.
Чтобы утихомирить толпу, на улицу вышел глава города Василий Козупица, которого едва не растерзали разъяренные люди.
А пока он тщетно пытался наладить диалог, инициативную группу пригласили на беседу к губернатору.
Денис Паслер, губернатор Оренбургской областиМы сейчас что хотим? Объединиться и протий общую ситуацию? Или снять всю власть на всех уровнях, уйти и вы тут останетесь сами по себе? Этого хотим? ну конечно же, нет. Вы посмотрите сами, что происходит.
А сейчас происходит следующее. Небольшая часть домов в Орске ещё затоплена. По тем адресам, которых отступила вода, ходят комиссии и оценивают ущерб и состояние построек. Идёт вывоз мусора, просушка домов. Город возвращается к жизни. Но гладко все лишь на бумаге. В Орске только и разговоров, что о потерянном имуществе, выплатах, оценочных комиссиях, о питьевой воде, гуманитарной помощи. На данный момент у жителей Орска, пострадавших от паводка, больше вопросов, чем ответов. Как быть людям, у которых в имуществе есть доли в квартирах, а дома затоплены? Как быть тем, кто не согласен с решением комиссии? Как быть тем, у кого, в конце концов, не ушла вода? Пожалуй, не было и дня, чтобы наши съемочные группы не встречались с людьми, которые столкнулись с несостыковками и белыми пятнами в законе. И каждый случай, по хорошему, надо рассматривать индивидуально. А случаев таких — тысячи.