Мне всегда было интересно, почему рядовой налогоплательщик на Западе может запросто спросить у представителя власти: за что я плачу налоги? Спросить, когда качество госуслуги его не устраивает, или просто желая знать, куда идут его деньги. И он получит ответ.
Но почему мы в своей гордой стране стесняемся спросить, а где наши 13% дохода. Неудобно нам как-то.
Почему-то большинство из нас не стесняются платить, или вернее неофициально доплачивать, за образование, медицину и массу других услуг, в зависимости от потребности.
К благотворительности нас приучают с дошкольного возраста. В садике, куда ходит чадо, родители-налогоплательщики вставляют окна, чинят крыши и меняют трубы в подвале.
В школе все продолжается с прежним родительским рвением. Сдаются деньги на учебники, ремонт класса, новые парты и прочее. О медицине говорить просто страшно. При всей ее конституционной «бесплатности» мы продолжаем доплачивать государству за каждый анализ или пленку для флюорографии.
Дальше — больше и смешнее. По Конституции страны каждому гражданину сознательного возраста государство должно предоставить определенное количество квадратных метров жилья. Согласны все на самую малость, но и этой малости нет. Ладно, машем рукой, лезем в кредиты, покупаем сами. Живем. Потом продаем, чтобы расширить, так сказать, жилплощадь с учетом появления наследников.
Государство, безучастно наблюдающее за нашими покупками, вдруг активизируется при слове «продажа» и получении нами дохода. Изволь отдать в казну часть прибыли! Хорошо, что право на бесплатный автомобиль в Конституции не прописано, здесь все честно. Купил на свои деньги, поездил, продал — делись прибылью.
Я еще понимаю — выиграл приз в «Поле чудес». Когда доход с неба свалился — 13% отстегнуть родимому государству не жалко. А когда на свои кровные, с которых ты уже заплатил налоги, купил квартиру, потом продал ее — и опять же нужно платить налог с прибыли. Грубо говоря, ты будешь раз в год покупать и продавать квартиру, и каждый раз государство с суммы продажи будет брать налог? Каждый раз ни за что кусок от пирога откусывать? Это напрягает.
Если же вдуматься в понятие налога, то наши налоги — это полный нонсенс.
Исторически налоги возникли вместе с товарным производством. К тому времени общество было разделено на классы, появилось государство. Тогда-то и потребовались деньги на содержание армии, судов и другие нужды. Армия и флот вооружались для захвата и освоения новых территорий — рынков сырья и сбыта, казна требовала новых вливаний.
Идя поступательным путем развития, мы, то есть налогоплательщики, стали больше зарабатывать и тем самым больше платить налогов. Логичнее требовать взамен улучшения всех благ, которые нам взамен представляет государство за то, что мы содержим его. А мы не требуем, а еще и приплачиваем.
По поводу суммы налогов и вовсе чертовщина какая-то (чертова дюжина, кстати)! 13% — сумма, которую государство (заметьте сразу!) удерживает из наших заработков. Словно опасается, что сами добровольно мы эти деньги ему потом не заплатим. Откуда взялись эти 13% — никто не знает.
И почему у нас этим налогом облагаются и бедные, и богатые — тоже никому неведомо. С развитием рыночных отношений логично было бы ввести гибкую систему налогообложения. Но у нас уравниловка со времен советского строя. Строй сломали, а уравниловка осталась. Ломать систему на законодательном уровне пытались, но до прогрессивной системы налогообложения в нашей стране так и не дошли. И очень сомнительно, что дойдут.
А виной тому отчасти наше молчаливое согласие и готовность продолжать платить поэтапно за каждый шаг земного существования. И даже за место на кладбище — последнее пристанище в жизни — мы все равно платим. Потому что не заслужили от государства даже бесплатного куска земли, которой все мы хозяева аж с 1917 года.
Ставки подоходного налога государство строит по сложной схеме. Нам к этому не привыкать — у нас и пенсия рассчитывается по такой непонятной схеме, что простому человеку не разобраться. И в налоговой декларации такие дебри, что заполнить сами мы ее не можем. То есть отчитаться в том, какой доход получили, чтобы поделиться с государством.
Создается впечатление, что все мы, как букашки под микроскопом. Все пересчитаны, обложенные пошлинами и налогами. Практически на все. Потому не удивлюсь, что когда-нибудь появится у нас новый налог — на жизнь. Чем больше лет прожил, тем больше за это государству должен. Правда платить придется этот налог нашим родственникам. По факту.
Алина Юрьева.
Источник: «Орский вестник»