Во все времена перед людьми вставали вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о предназначении человека. В СССР публично об этом старались не говорить, а теперь сделан шаг в сторону освещения религиозных культур и светской этики уже в период обучения ребят в начальной школе.
С тех пор как 11 лет назад патриарх Русской Православной церкви предложил начать преподавание в школах основ религиозной культуры и светской этики, в обществе возникла не утихающая и по сей день дискуссия. В ряде российских регионов родители и общественные деятели выражали сомнения в том, насколько необходимо изложение религиозного мировосприятия в светских школьных программах. Некоторые категорически выступали против преподавания детям, принадлежащим к одной религиозной конфессии, основ другого вероисповедания
Точку в полемике год назад поставил президент России Дмитрий Медведев. По его словам, суть эксперимента заключается в том, что ученики и их родители смогут сами выбирать, с основами какой из мировых религий (православной, мусульманской, иудейской или буддистской) будут знакомиться школьники. Кроме того, президент указал на необходимость предоставить желающим право изучать основы светской этики. Выбор учеников и родителей должен быть добровольным.
Эксперимент начался с апреля нынешнего года и будет действовать в течение трёх лет в 19 регионах России. По сообщениям с мест, 181 тысяча родителей выбрали общие курсы «Основ светской этики» и «Основ мировых религиозных культур». За программы по православию, исламу, буддизму и иудаизму выступили соответственно 83, 37, 14 и 12 тысяч семей.
Оренбургская область не попала в число экспериментальных, но в школах нашего региона не запрещено преподавать данные дисциплины на факультативной основе.
Первые экземпляры красочно оформленных изданий поступили в НМЦ Орска. Среди них учебники А. Кураева «Основы православной культуры», Д. Латышина «Основы исламской культуры», А. Данилюка «Основы иудейской культуры», В. Чимитдоржиева «Основы буддийской культуры», А. Беглова «Основы мировых религий» и др.
Надо отметить, авторы постарались исключительно в доступной форме передать детям основополагающие идеи разных религиозных верований, в учебных пособиях много кратких, но емких по содержанию рубрик: «Это интересно», «Вопросы и задания», «Вы узнаете», «Важные понятия».
Константин Мусафиров.