Я живу в городе более 60 лет, работал в комитете архитектуры и по строительству дамбы имею особое мнение. Ее нельзя строить, поскольку вред от 6-метрового земляного вала может быть большим, чем польза.
В начале 70-х годов один из московских институтов уже привозил проект дамбы, который тогда был отклонен из-за очевидного вреда для жителей и самой реки. Большие наводнения в Орске случаются редко. Одно из них было в 1942 году, территория бывшего женского монастыря, где располагалась воинская часть, была затоплена до крыш. Тогда затор из льда образовался в районе сужения Урала под железнодорожным мостом в Ущелье. Шла война, заниматься взрывами льда у железнодорожного моста было некому.
В другой раз, в 1957 году, «плавали» Старый город и улица Гагарина. Тогда уже были и дамба, и быки высокого моста от площади Гагарина в Старый город. Дамба перекрыла несколько крупных стариц и не пустила большую весеннюю воду. Паводок хлынул через площадь Гагарина, размыл огромные зольные ямы за виадуком в месте, где сегодня находятся автомобильный рынок и пожарная часть.
Еще одно наводнение чуть не случилось в 1971 году. Тогда военные из части «Парус», расквартированные в бывшем монастыре, срочно вызвали подмогу и взорвали дамбу, перерезавшую Коровье озеро. Вода из Урала пошла в русло реки Орь.
Если посмотреть карту местности в районе строительства дамбы по обоим берегам реки, то нетрудно увидеть, что вся пойма изобилует старицами и бывшими озерами, которые служили руслами пропуска весенней воды. Их не будет.
В самом узком месте между двумя насыпями, судя по карте, остается проход метров в 700. Пусть раз в сто лет, но обязательно случится, когда все реки наполнятся одновременно. А если в это время пойдут проливные дожди, как летом в Европе? Тогда узина, оставленная между берегами, перекрытая поперек дорогой между площадью Гагарина и Старым городом, может оказаться недостаточной для сброса воды. Можно представить, что случится, если паводок размоет глиняную насыпь и хлынет в Старый город или на сегодняшние садовые участки, которые обязательно будут застроены коттеджами. Давление воды на метр насыпи может доходить до 80 тонн. Она легко размоет и сметет все на своем пути.
Самое малое, что можно сделать, чтобы не допустить беды, одновременно со строительством по правому берегу построить пропускные коллекторы в насыпи, по которой ходят трамваи от площади Гагарина в Старый город. Но речная пойма, огороженная дамбой, все равно будет потеряна вместе с озерами и старицами. А значит, Уралу будет хуже, в городской черте он станет еще мельче.
М. Бирюков.
Источник: «Орская хроника»