— Мы из пенсионного фонда, нам с вами нужно составить договор на право софинансирования пенсии, —бойко заявила мне у дверей моей квартиры девушка и продолжила: — Ведь у вас имеется СНИЛС — пластиковая карточка пенсионного страхования от государственного пенсионного фонда? По ней нам и нужно заключить договор.
«Странно, почему работники пенсионного фонда совершают поквартирный обход и заключают договоры на дому»? — удивилась я, но документы все-таки принесла.
Девушка быстро начала вписывать в бланк мои данные. Пока она это делала, меня не покидало ощущение, что что-то здесь не то… Все поняла, когда увидела в левом углу документа логотип и название организации, на которую работают ходоки по квартирам. Девушка оказалась представителем негосударственного пенсионного фонда.
— Почему Вы не говорите, что Вы из негосударственного пенсионного фонда «Норильский Никель»? Можете не заполнять формуляр договора, я ничего подписывать не стану.
И тут агент мне начала рекламировать свой пенсионный фонд, доказывая, как будет увеличиваться накопительная часть моей пенсии. На мое категоричное «нет» представитель парировала: «Но мы уже половину вашего дома подписали».
Как оказалось позже, большинство подписавшихся даже не догадывались, под каким документом они ставят свой автограф. Агент обманула — ни о каком софинансировании пенсий речи не велось. (Программа государственного софинансирования пенсии — это государственная программа, согласно которой часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть — государство.) Более того, девушка оказалась не из государственного пенсионного фонда.
Я уже и думать забыла о неприятном инциденте, как через пару недель у меня зазвонил телефон:
— Мы бы хотели уточнить кое-какие данные по договору… В конце февраля вы заключали договор с агентом нашей компании. И там есть некоторые неточности…
— Постойте, — изумилась я в ответ. — Агент приходил, но договор подписывать я отказалась, а наполовину заполненный бланк остался у меня. Как мои данные попали к вам?
— Та-а-ак, понятно,.. — прозвучало на том конце трубки. — Спасибо за уточнение.
Вероятнее всего, мой случай оказался не единственным, когда представители этого негосударственного пенсионного фонда подтасовывали документы.
В Пенсионный фонд России поступило множество жалоб от граждан, чьи пенсионные накопления без их ведома были переведены в некоторые негосударственные пенсионные фонды. Виновниками этой ситуации стали агенты фондов, которые получают от НПФ проценты за каждого приведенного клиента. Так, недобросовестные агенты использовали данные, похищенные из Пенсионного фонда РФ, подделывали подписи граждан, и таким образом вклады россиян оказывались на счетах различных негосударственных пенсионных фондов. Общая сумма незаконно переведённых средств составила 3 миллиарда 600 миллионов рублей.
Практически сразу после скандалов с фальсификациями в прошлом году в «НорНикеле» заработала новая внутренняя система контроля, также там отказались от продаж через агентов. Сейчас привлечение клиентов осуществляют штатные сотрудники фонда. Теперь каждый договор проверяется с большей тщательностью.
По мнению некоторых экспертов, в целом данная ситуация была спровоцирована не Фондами и их агентами. Немаловажную роль сыграла и сама система Пенсионного фонда РФ. Существует проблема недобросовестных агентов, которые, используя похищенные базы данных, подделывают документы. Но есть и проблемы в Пенсионном фонде РФ. Потому как просто так оттуда базы данных не исчезают.
Для справки:
Всего в России зарегистрировано 129 негосударственных пенсионных фондов. В рейтинге надёжности участвуют 30 из них. Выбирают фонд по нескольким критериям: рейтинг, надежность и спискок учредителей фонда. Практика показывает, что НПФ с одним учредителем или доминирующим учредителем по объективным причинам можно отнести к группе риска. Кстати, «Норильский Никель» – фонд с одним доминирующим учредителем.
Прежде чем заключить договор, следует ознакомиться с некоторыми документами:
— узнать, есть ли у фонда лицензия;
— ознакомиться со страховыми правилами;
— уточнить, есть ли у сотрудника доверенность на право заключения договоров от имени фонда;
— не полениться и просмотреть результаты работы фонда за несколько лет.
Источник: «Орский вестник»