Сегодня в России отмечают День предпринимателя (День российского предпринимательства). В преддверии праздника мы пообщались с известным в Орске бизнесменом, членом правления Торгово-промышленной палаты области Романом Гафаровым. Долгое время Роман Рафаилович возглавлял орский Совет предпринимателей, поэтому он не понаслышке знает о проблемах малого бизнеса.
Беседу с Романом Гафаровым (Р.Г.) вела корреспондент Orsk.ru Светлана Станкевич (С.С.).
С.С.: Как вы считаете, нужен ли вообще День российского предпринимателя?
Р.Г.: Звание «предприниматель» для России достаточно новое, используется последние 20-ть с небольшим лет. Я начинал бизнес в 1991 году, и мы всегда боролись за то, чтобы такой праздник был. На мой взгляд, его учреждение означает признание государством этой категории людей. А сегодня, по статистике, это очень серьезная армия, которая дает немалые рабочие места и деньги в бюджет. Поэтому я считаю абсолютно обоснованным решение государства ежегодно отмечать этот праздник.
С.С.: Целесообразны ли мероприятия, которыми окружен этот день?
Р.Г.: Конечно. Власть показывает, что она заботится о предпринимателях. А последние, в свою очередь, могут собраться и пообщаться. Общение нужно всегда. У нас в Орске, например, была Ассоциация по защите прав предпринимателей. Она работала достаточно долго и эффективно. Но это было то время, когда власть, если честно, не очень обращала внимание на малый бизнес, и мы вынуждены были объединиться для того, чтобы защищать свои интересы. Сегодня многие вопросы отпали: и государство, и городская власть прекрасно понимают, что такое малый бизнес. Это 47 тысяч рабочих мест в городе Орске. Тогда, как на крупных и средних предприятиях работают порядка 25-26 тысяч человек. То есть предпринимательство сегодня – это совершенно другая ипостась, которую не замечать нельзя. Поэтому в этот день государство, в лице городской власти, говорит «спасибо» предпринимателям, отмечает лучших, СМИ об этом много пишут и говорят. И я думаю, что это правильно. Тем более, что за последние 5-8 лет сильно изменилось отношение жителей города и страны к предпринимательству. Если раньше оно плохо воспринималось, то теперь это нормальное явление жизни и люди понимают, что предприниматели дают рабочие места, платят налоги и занимаются благотворительностью. Сегодня уже представить себе нашу жизнь без этой прослойки невозможно. Эти люди не хотят зависеть от государства, они хотят самостоятельно выстраивать свою жизнь, свое благосостояние, и я считаю, что государство должно только приветствовать такое стремление.
С.С.: Это признание властью предпринимательства формальное?
Р.Г.: Нет, не формальное. Вчера, например, по телевизору я долго слушал встречу президента РФ Владимира Путина с представителями предпринимательского сообщества в Воронеже. Разговор был долгий, интересный и конструктивный. У бизнесменов была возможность сказать все, что хотят. Поэтому я не могу сказать, что это признание формально. У нас в городе работает общественный совет предпринимателей. Он помогает выстраивать отношения между городской властью и бизнесменами. Раньше этого не было. Раньше предприниматели были сами по себе, власть была сама по себе. Многие чиновники смотрели на предпринимателей, как на источник каких-то возможностей для города, для благотворительности, для себя может быть где-то. Сегодня картина поменялась.
С.С.: Какие проблемы еще остаются?
Р.Г.: Проблем много, но они уже несколько иного качества, чем раньше. Мы пережили бурные 90-е, когда были бандиты, рэкет. Те, кто работал тогда, помнят, что достаточно страшные были времена. Нужна была «крыша», или государственная, или бандитская, чтоб жить спокойно. Тогда для того, чтобы перевезти КАМАЗ груза из Москвы или другого города, нужно было обязательно нанимать вооруженную охрану. Тогда была чехарда в налогах, они были очень большие... Все это уже ушло, за эти годы нормализовалось законодательство. Есть, конечно, нюансы, есть ошибки. Вот, например, последнее решение государства о повышении страховых взносов. Ошибочное решение, но я сам как бывший чиновник и предприниматель понимаю государство. Нужны доходы в бюджет. Нужно, чтобы предприниматель, дойдя до пенсионного возраста получал пенсию. Это одна позиция. С другой стороны, для предпринимателей, которые занимаются самозанятостью или ведут небольшой семейный бизнес, 34 тысячи – это большие деньги. Нельзя так. Вчера, кстати, было подтверждено, что это решение будет изменено. Правда, к этому вопросу подошли дифференцированно: есть бизнес до 300 тысяч рублей объем дохода, есть свыше, и это все разделили.
С.С.: Если у нас столько всего изменилось в законодательстве, почему люди до сих пор боятся уходить в бизнес?
Р.Г.: Далеко не каждый может стать предпринимателем. Я читал где-то, что из тысячи человек только 7 могут стать бизнесменами. Тот, кто не боится и понимает, что риски есть, но все равно идет в эту сферу деятельности, он становится предпринимателем. Потом оказывается, что страхи были преувеличены. Не все так страшно. Да, налоги есть, но я не скажу, что они запредельно высокие. Сегодня есть фирмы, которые занимаются бухгалтерским и финансовым обслуживанием малого бизнеса. Тебе не надо бухгалтера держать, там работают профессионалы, и стоят их услуги достаточно недорого. Многие ими пользуются. Сегодня не надо бояться бандитов, сегодня власть совершенно по-другому разговаривает, сегодня активно работают общественные объединения предпринимателей, например, Торгово-промышленная палата, «Опора России» и т. д. Их представительства везде есть, в случае необходимости можно обратиться к ним. Есть обратная связь: государство – власть – предприниматели. Сегодня ввели уполномоченного по правам предпринимателей, правда, в Оренбургской области пока такой должности нет. Все это рассчитано на поддержку и помощь бизнесу. Человек так устроен, что боится: сфера неизведанная, непонятная. Если в начале 90-х валом народ валил, потому что жить надо было как-то, то сегодня кто-то боится и не идет, а кто-то идет и становится предпринимателем. И это нормально.
С.С.: Какой бизнес вести проще: «белый» или теневой?
Р.Г.: Белый, конечно, проще: ты честен, ты открыт, ты прозрачен и ничего не боишься. Но человек так устроен, что если есть возможность обмануть государство, он его обманывает. Увы, это так. Задача государства выстроить отношения так, чтобы предпринимателю было не выгодно обманывать, а работать честно. Я думаю, что должно пройти время для того, чтобы сформировался определенный менталитет у людей, и они понимали, что налоги надо платить.
С.С.: Как выжить малому бизнесу в Орске в тех условиях, что в наш город заходят новые федеральные сети? Город маленький, оборот не увеличивается.
Р.Г.: Кто вам сказал, что не увеличивается? Я вас уверяю, по статистике каждый год товарооборот в торговой системе увеличивается. Это происходит за счет того, что люди больше покупают и цены растут. Я вот недавно был на встрече со студентами. Они меня спрашивают: «Роман Рафаилович, вот в Орске открываются одни торговые центры. Зачем они нужны? У людей денег нет». Я говорю: «не надо считать предпринимателей идиотами. Они прекрасно все просчитывают». Вот пример: я приезжаю в наш новый универмаг в 4 часа дня в воскресенье – универмаг полный. И люди что-то покупают. Значит, не все так плохо. И позиция, что город умирает, глубоко ошибочна. В Орске порядка 170-176 тысяч работающего населения. На крупных и средних предприятиях, которые еще остались с советского времени, работают примерно 25-26 тысяч человек. 47 тысяч горожан трудятся в малом и среднем бизнесе. Остальные работают в бюджетной сфере. Такие промышленные предприятия, «Орскнефтеоргсинтез», «Машиностроительный завод», «Южуралмашзавод», орский «Мясокомбинат» и некоторые другие работают нормально. У нас проблемы на «Механическом заводе», были проблемы на «Орском вагонном заводе, комбинат «Южуралникель» встал. На этих предприятиях работают всего 10-15 тысяч орчан. Вот у кого проблемы. Мы не можем отрицать, что динамика, хоть небольшая, но есть. Например, растет зарплата у бюджетников. Не все так плохо. Тем более, что жители некоторых районов восточного Оренбуржья за крупными покупками приезжают именно в Орск. Предприниматели это все понимают, считают деньги, и у нас открываются торговые центры.
С.С.: Местный малый бизнес от этого страдает?
Р.Г.: Те, кто не готов бороться с федералами – страдают. А те, кто понимают, что нужно неизбежно встраиваться в эту систему, те выживают. Просто нужно выстроить правильную стратегию.
С.С.: Говорят, все бизнес-ниши уже заняты.
Р.Г.: Нет. У нас абсолютно свободна сфера услуг. Когда производственные коллективы перестают работать, люди должны перетекать в малый бизнес. Трудно внутренне решиться стать бизнесменом или идти наниматься на работу к предпринимателю. Но, с другой стороны, я считаю, что у нас в городе есть возможность готовить кадры для работы на Севере. Сегодня вахтовым методом так работают многие орчане. Но они едут туда на свой страх и риск. Почему бы государству в лице Правительства области, не продумать и не создать специальную систему?! При ней власти северных регионов и Оренбургской области могли бы договариваться между собой, определять фирмы, какие нужны кадры и профессии из Оренбуржья. Люди начнут зарабатывать деньги там, а тратить их здесь. К сожалению, Орск неудачно расположен. Мы на самом краю страны находимся. Чтобы привезти сырье сюда, а потом увезти готовую продукцию сумасшедшие деньги нужны. Поэтому у нас не будет развиваться производство с низкой рентабельностью, только с высокой, с большим прибавочным продуктом. Вот на этом фоне и нужно обеспечить людям возможность работать.
С.С.: Так все-таки в Орске можно делать бизнес?
Р.Г.: Можно. А кто уедет? Я абсолютно уверен, что массового оттока из города нет. Уезжали и в советские времена. Да, в больших городах возможностей больше. Но если человек осел в Орске, у него есть жилье, семья, родители здесь... бросить все и уехать – это не очень просто.
С.С.: Что в Орске делается для того, чтобы удержать людей?
Р.Г.: А я не знаю, есть ли смысл их удерживать. Тот, кто успешно ведет здесь бизнес не уедет. И во многих случаях в нашем городе бизнес вести намного проще, чем в Москве. Особенно малый. Поэтому я думаю, что особых мер и не нужно придумывать. Условия примерно везде одинаковые. Отличается только отношение власти к предпринимательству. Безусловно, есть проблемы и ошибки власти. Но я точно знаю, если идти на разговор, то всегда находится какое-то решение. Но, к сожалению, предприниматели не ангелы в белых одеждах. Там тоже всякие есть, совершают разные поступки и действия. Иногда их необдуманные или умышленные действия вызывают недовольство орчан. Увы, это правда жизни. Поэтому в каждом конкретном случае надо находить компромиссное решение.
С.С.: Дайте советы начинающим предпринимателям. Есть ли какие-то готовые эффективные бизнес-модели?
Р.Г.: Начать нужно с того, чтобы крепко подумать о том, чем вы будете заниматься. Потом, если это не семейный бизнес, лучше не начинать работать с родными и друзьями. Лучше набрать другую команду. При доходе в 100 тысяч рублей дружба кончается. Ничего не нужно бояться. Вы должны понимать, что бизнесу придется отдаваться полностью. Нет понятия рабочий день с 8-ми до 5-ти, работать надо сутками. На отдых времени не остается, от многого необходимо будет отказаться. Но потом все это может вернуться сторицей.
С.С.: В 2014 году нас ждут выборы главы города Орска. Вы не планируете баллотироваться?
Р.Г.: Категорически нет. Я уже старый для этих вещей. И глубоко убежден, что во власть в этот раз должна прийти молодая команда. Сорок лет с небольшим. Молодые, здоровые, амбициозные, понимающие суть происходящего, выросшие в этой новой системе взаимоотношений... И тогда все будет хорошо.
Служба информации ТРК «Евразия».