Пожалуй, самым обсуждаемым, а вместе с тем самым наболевшим вопросом последнего заседания горсовета стало увеличение платы за вывоз мусора. Позиция не столько принципиальная, сколько денежная. Коммунальщики утверждают, что работают в убыток, отсюда и такая грязь на улицах. Мол, люди стали производить больше мусора. Руководствуясь поговоркой «доверяй, но проверяй», мы решили пройтись с подсчетами следом за коммунальщиками.
Хороша песня
Надо сказать, что этот вопрос в последнее время стал для Орска настолько актуальным, что, кажется, не поднимает его разве что ленивый. Не во всех районах города своевременно убирается мусор и опустошаются баки. Особенно не повезло Советскому. Как следствие — десятки жалоб возмущенных горожан: мол, не доходят до наших улиц руки коммунальщиков, а мусоровозы объезжают контейнеры десятой дорогой.
У представителей коммунальных служб на этот счет есть свое мнение, которое и было озвучено на заседании горсовета.
Сегодня нормы накопления мусора составляют для жителей многоэтажных домов 1,2 кубометра, для проживающих в частном секторе — 1,5. По какой-то причине эти показатели, как утверждают специалисты, устарели и не соответствуют реальному положению дел. Два года назад орские коммунальщики даже пригласили экспертов из Самары (сами-то в трех соснах разобраться, похоже, не в силах), которые проанализировали ситуацию с вывозом ТБО в Орске. Самарцы якобы пришли к выводу о том, что реальный объем бытовых отходов далек от норм, принятых двадцать лет назад. По их подсчетам, сегодня житель многоквартирного дома в год накапливает до 1,8 куба ТБО, житель частного сектора — до трех.
— В Орске должно быть установлено 230 мусорных контейнеров, на самом деле их почти в три раза больше — 762, — уверяет начальник УЖКХ Орска Максим Климонтов. — В год вывозится порядка 500 тысяч кубометров мусора, а по нормативам эта цифра гораздо меньше. В итоге компании, занимающиеся этой работой, получают деньги лишь за часть вывезенного мусора.
Со слов Климонтова выходит, что работа приносит, скорее, убыток, нежели доход. Чтобы восстановить баланс между предлагаемыми услугами и их достойной оплатой, чиновники предложили утвердить с 1 января 2014 года следующие нормы накопления: для жителей частного сектора — 2,3 кубометра в год, для жителей многоэтажек — 1,85.
Где люди и деньги?
А теперь попробуем самостоятельно проанализировать ситуацию. Уже одно только заявление о том, что люди вдруг стали плодить вдвое больше мусора, вызывает недоверие. То есть в наших мусорных ведрах увеличилось количество картофельных очисток, фантиков и пластиковой тары. С чего бы?
Насколько нам известно, в городе существует единственное предприятие, которое занимается утилизацией и переработкой мусора, — это «Эцезис». Поначалу говорилось о том, что предприятие собирает с города не больше 200 тысяч кубов мусора. Возможно, заниженность цифры была связана с каким-нибудь налогом на утилизацию. Однако ее легко проверить. Ежегодно «Эцезис» отчитывается перед Росприроднадзором. Если опустить пошаговые математические расчеты, то получается, что в прошлом году предприятие задекларировало всего порядка 300 тысяч кубов мусора — нашу стандартную норму. На каком основании специалисты УЖКХ заявляют о 500 тысячах — непонятно.
Теперь о количестве контейнеров. Чиновники докладывают о 762 баках по городу. Никто, конечно, не пересчитывал, но допустим, это так. Но и здесь возникает вопрос: зачем поставили 762, если норматив, как утверждает горадминистрация, составляет 230. Тут одно из двух: либо норма занижена, либо баки стоят полупустые. А ведь расчет сделать не так уж сложно. Умножаем количество жителей близлежащих домов на норматив образования мусора и получаем объем отходов в сутки. В зависимости от емкости контейнера выводим необходимое количество баков на площадке. Но при условии, что мусор вывозится ежедневно.
Следующий вопрос касается графика вывоза мусора. Кто-нибудь видел его вообще? Опустошать баки положено ежедневно, а как на самом деле? Это тоже тайна, покрытая мраком.
В документах, подготовленных горадминистрацией для горсовета, есть таблица об объемах вывезенного силами САТУ и других крупных компаний мусора за девять месяцев этого года. В графе «фактический объем» значится, что жилой сектор произвел 322 тысячи кубов мусора (кстати, к вопросу о 500 кубах). В многоэтажках это всего на 8 процентов больше запланированного. А норматив увеличить чиновники предлагают аж на 54 процента!
Что касается частного сектора, то тут, действительно, получается рост на 50 процентов. Увеличить просят на 53. Но доля этих клиентов «Эцезиса» настолько мала, что резкое увеличение норматива не принесет коммунальным предприятиям желаемых денег. Отдуваться придется жителям многоэтажек.
Дальше еще интереснее. Согласно документу, численность населения частного сектора составляет порядка 39 тысяч человек, многоквартирных домов — 150 тысяч. Итого получается всего 189 тысяч человек на город. А где, простите, остальные 47 тысяч, которые живут в Орске, согласно официальным данным? Ищите, дорогие коммунальщики, заключайте договоры — и будет вам прибыль безо всякого повышения тарифов. Если привести эту цифру в соответствие с действительностью, то средний тариф (и для многоквартирного жилого фонда, и для частного) составит 1,36 кубометра в год. Элементарная арифметика.
Джо, которого не хотят ловить
Самое обидное, что с сегодняшним разговором мы немного опоздали. Депутаты приняли-таки повышение и нормативов, и тарифов. Теперь вместо ежемесячных 27 рублей, которые мы сегодня платим за вывоз и утилизацию мусора, необходимо вносить в месяц по 41 рублю с человека. Настораживает, что обоснованностью увеличения нормативов не заинтересовалась даже прокуратура, но редакция все-таки рассчитывает получить официальный комментарий по этому поводу. Понятно, что коммунальщикам нужны деньги и что взять их из кармана доверчивых налогоплательщиков куда проще, но, может, нужно просто работать лучше и воровать меньше?
И вот еще что интересно. Горадминистрация печется о финансовом благополучии коммунальных организаций, как будто о своем собственном кармане. Между тем стоит только потребовать какие-то финансовые документы, относящиеся к деятельности, скажем, управляющих компаний, натыкаешься на ответ: «Это частные компании». Вы уж определитесь тогда в терминологии, господа. Если частные — пусть сами барахтаются со своей убыточностью, а если все-таки муниципалитет имеет в них свой интерес — подайте документы на изучение общественности, чтоб не возникало лишних неудобных вопросов. Обнародуйте графики вывоза. Покажите, на какую сумму заключен договор с фирмой «Клин Сити 1», обслуживающей Советский район. Ведь, если верить официальным данным, за девять месяцев этого года за вывоз мусора там было начислено 7,6 млн рублей. Район грязный, а где деньги? И это вовсе не риторический вопрос. Это просьба: дайте пересчитать. Может, мы действительно чего-то не понимаем, просветите. А то ведь наша коммуналка сегодня, как неуловимый Джо, которого просто никто не хочет ловить.
Возвращаясь к горсовету, отметим, что в обмен на повышение норм и тарифов депутаты потребовали от коммунальщиков навести в городе чистоту. Максим Климонтов пообещал, что за несвоевременный вывоз мусора компании ответят рублем. Но на деле получается, что отвечаем мы с вами.
Фото: архив Orsk.ru.
Эвридика Поважная.
Источник: «Орский вестник».