Орчане превращаются в Иванов, родства не помнящих. Такой вывод можно сделать, гладя не некоторые местные кладбища. В этом материале поговорим конкретно о погостах в посёлках Новоказачий и Первомайский. Там захоронены герои Великой Отечественной войны, однако должного ухода за ними не обеспечивает никто. Разве только несколько общественников, но этих сил, конечно же, не хватает. Это при том, что мы находимся на пороге большого для России праздника — Дня Победы.
На погосте в поселке Новоказачий захоронены три летчика, погибшие в 1943 году. Это летчик-инструктор, лейтенант Петр Николаевич Великий, слушатель летчик, младший лейтенант Александр Яковлевич Бумажкин и стрелок-радист, младший сержант Петр Петрович Надеждин. Мужчины разбились на бомбардировщике, упав на орскую землю. Спустя годы местные военные-активисты выяснили их имена и самостоятельно установили памятный знак: два крыла от списанного самолета. Они просили у власти помощи в установлении более серьезного обелиска. Те будто бы и откликнулись: водрузили две плиты прямо на могилу. Но получилось, что этим лишь оскорбили память усопших.
— Раньше эти плиты стояли рядом, — рассказывает ветеран МВД Евгений Стороженко, — а теперь они их поставили прямо на могилу. На этих плитах написаны имена и фамилии тех, кто с этой земли уходил на фронт. К могиле летчиков эти люди не имеют никакого отношения.
Активисты просят администрацию Ленинского района быть христианами, убрать эти плиты с могилы, поставить их обратно. Но понимания пока не находят. На место же захоронения не так давно орчане сами заказали памятник.
На его изготовление нужны деньги.
— Я хочу обратиться к администрации и людям, которые смогут нам помочь, — говорит Евгений Викторович, — нужно собрать деньги, сделать фотографии.
— Город не хочет вам в этом помочь? — поинтересовались мы
— Мне в администрации один человек дал слово офицера, что до 9 мая сделают все. Но я чувствую, что ничего не получится, — вздыхая, ответил Евгений Стороженко.
Сомневаться горожане имеют право, ведь хаос на кладбище в поселке Первомайском продолжается уже много лет. Каждую весну активисты и местные жители пытаются привести территорию в порядок, но... Сами видите, сколько тут работы.
Ближайший субботник на погосте пройдет 26 апреля. Но у волонтеров нет столько техники, чтобы убрать даже половину территории. Еще активисты мечтают установить вокруг кладбища забор, чтобы транспорт перестал ездить по костям, и посадить саженцы. По всем позициям власти уже отказали в помощи. Но орчане настроены решительно.
— Это кладбище должно быть обихожено, — высказывается активист Светлана Кузнецова, — и служить мемориалом, памятью вечной. Здесь захоронено окло 50 красноармейцев, мы успеваем обслуживать только 30 могил. У нас мало волонтеров и техники.
А теперь откроем занавес: оба кладбища на балансе города Орска не значатся, хотя расположены на территории Ленинского района, утверждают наши собеседники. Между тем, у них на руках имеются выписки из дислокации на орской земле захоронений военнопленных второй мировой войны.
Они подписаны в 1994 году главой города Виктором Францем. Согласно этим бумагам, между Россией и Германией существует соглашение так называемого международного сотрудничества. Чем живые обязаны мертвым, мы надеемся узнать из ответа на запрос, который написали властьимущим.
P.S. Открыт сбор на памятник из черного гранита, он заказан, но не оплачен. Будет установлен на месте захоронения членам экипажа бомбардировщика, погибшим 7 июля 1943 года у поселка Новокозачий (Ленинский район, город Орск Оренбургской области).
Цена памятника — 27210 руб.
для связи: 8-906-847-92-77.
Расчетный счет для перевода средств: № 42307 810 04631 1106448 Кузнецова Светлана Васильевна Сбербанк России.
Светлана Станкевич.
Служба информации ТРК «Евразия».