На имя начальника УМВД России по Оренбургской области генерал-майора полиции Михаила Давыдова пришла благодарность от первого заместителя прокурора Оренбургской области Алексея Волкова: ведомство отметило работу восьмерых сотрудников полиции, благодаря которым было раскрыто сложное и многоэпизодное дело об орских «чёрных риелторах». В результате шесть человек оказались на скамье подсудимых, трое получили наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Напомним, в 2009 году 46-летний житель города Орска Сергей Терехов организовал преступную группу из 8 человек, которые входили в доверие к асоциальным людям. Жертвы в пьяном виде подписывали договор, после чего их убивали. В нескольких случаях им делали инъекции сильнодействующего препарата по подсказке одного из членов преступной группы, имеющего медицинское образование. Примечательно, что в состав ОПГ входили сотрудники госслужб.
Началось всё с того, что полицейским города Орска поступила информация об обнаружении трупов двух женщин, которые скончались в собственном доме. Первоначальное заключение эксперта, которое говорило о том, что мать и дочь умерли собственной смертью, вызвало сомнения у сотрудников полиции и следователя.
Оперуполномоченный отдела УР МУ МВД России «Орское» майор полиции Евгений Саломаха:
Обе женщины лежали в неестественных позах. Повторная экспертиза показала, что они умерли из-за присутствия в организме тяжелых металлов. Параллельно с этим мы получали оперативную информацию, что некие лица причастны к этому убийству. Начали дальше проводить проверку по обнаружениям трупов – однотипные смерти. Сделали вывод, что они могли быть причастны к этим преступлениям.
Сразу стало понятно – преступление серьезное, тщательно продуманное, замешан не один человек. За дело взялись оперативники Межрайонного отдела по борьбе с организованной преступностью с дислокацией в городе Орске, который возглавлял Дмитрий Аброськин. При отработке информации в декабре 2011 года первым был задержан организатор преступной группы, в 2012 году — и остальные соучастники ОПГ.
Евгений Саломаха:
В их преступлениях шокировала хладнокровность, с которой они действовали. Убийство из ружья – застрелили прямо в лицо одного потерпевшего – инвалида детства. Второе – поили суррогатным алкоголем и тут же вкалывали препарат: кто в пятку, кто в ногу, кто в руку – в любую часть тела. Были случаи, что с первого раза люди не умирали, им дополнительно кололи очередную дозу этого препарата. До конца своей цели добивались. В моей практике это яркий пример. Как правило, во время разборок стреляют и убивают, а тут – целенаправленно каждый выполнял поставленные задачи .
Значительный вклад в раскрытие нашумевшего преступления внес капитан полиции Алексей Шатилов. В его практике это преступление – самое серьезное и резонансное. Он принимал участие в эксгумации 17 тел:
Поразила жестокость, циничность, с которой совершались преступления. Перечислялись деньги через банк, чтобы можно было сказать: «я деньги перечислил». А с
мертвого, как говорится, не спросишь. Ну и поразил способ совершения преступления: этот укол препаратом, который распадается на аминокислоты и его практически невозможно обнаружить в организме, и труп, который забетонировали в погребе. Сложности были, конечно. Вопрос стоял в количестве эпизодов, разграничении мошенничеств, подделке документов.
Свидетелей по вновь открывшимся обстоятельствам уголовного дела было порядка 150 человек, причем за несколько лет многие из них сменили место жительства, а кого-то и вовсе уже не было в живых.
Старший оперуполномоченный отдела УР МУ МВД России «Орское» майор полиции Анатолий Матвеев:
Во взаимодействии с прокуратурой области и судом был разработан план, кого в какой очередности необходимо было доставить для дачи показаний. Порой 10 человек нужно было доставить в 1 день на процесс. Терехов и его сообщники совершали преступления в отношении лиц, ведущих аморальный образ жизни, злоупотреблявших спиртными напитками.
Майор полиции Сергей Кузнецов, который в настоящее время возглавляет 1-е отделение по контролю за оборотом наркотиков МУ МВД России «Орское»:
Каждую неделю от 1 до 3 выездов было в Оренбург то на ГАЗели, то на легковом автомобиле. Это было зимнее время – октябрь-ноябрь. Я сопровождал, был ответственным за то, чтобы ничего не случилось. С ГАИ связывались: температура, погода. Каждого надо было убедить, что это гражданский долг, чтобы прибыли в Оренбург – это не так просто. Это были именно свидетели. Люди были и престарелого возраста, которые говорили, что поездка тяжелая. Приходилось объяснять. Судом и прокуратурой заранее оглашались списки, кого нужно привезти. Строилось по эпизодам. Собиралась документация по больным или умершим свидетелям. Все это доставлялось в Оренбург, отправлялось по факсу.
Благодаря слаженной работе сотрудников полиции не был сорван ни один судебный процесс — все свидетели доставлены в срок. Банда была наказана.