Тема тарифов, похоже, становится просто российской болезнью. Самое невероятное, что сегодня их повышению не мешают даже прогнозируемые последствия кризиса. Цена вопроса для монополистов, у которых мы вынуждены покупать свет, газ и прочие блага цивилизации, поднята выше уровня выживаемости простого смертного. А еще совсем недавно все начиналось так хорошо…
– Мы крупнейшая энергетическая держава! – эмоционально воскликнул Миронов на Совете Федерации 7 мая 2008 года. – Многие регионы России производят только электроэнергию, еще думая при этом, кому ее продать.
Именно так цитировала спикера «Российская газета».
Проблема с ростом тарифов тогда, видимо, решалась просто. Для этого парламенту следовало посмотреть на работу энергетиков «через увеличительное стекло», чтобы понять, все ли они делают для достижения лучших результатов. Миронов, по словам той же «РГ», напомнил, что законодательство определяет верхнюю планку роста цен на энергоносители, которую никто не имеет права нарушать.
– Будем разбираться в этой ситуации, – пообещал спикер.
Разбираться помешал кризис. А может, в правительстве надеялись списать все на кризис. Потому что после развала единой энергетической системы – РАО ЕЭС России – на рынке энергоносителей началась настоящая тарифная вакханалия. И хотя развал бывшей вотчины Чубайса должен был создать конкурентов от электричества как раз для сдерживания тарифов, этого не произошло. Сегодня мы имеем то, с чем нельзя спорить, тем более – в условиях кризиса. Потому что самое страшное, что может произойти, – это беспросветная темень в домах и на улицах страны.
А кто сегодня имеет отношение к образованию тарифа? На обломках РАО ЕЭС должны были возникнуть генерирующие компании, федеральные сетевые компании и центр диспетчерского управления. Настоящий простор для экономии киловаттов должны были обеспечить сотни умных специалистов вновь образованных структур. На деле появилась биржа с настоящими торгами. По странному стечению обстоятельств стали выбираться самые дальние от точки доставки электростанции – чтобы на доставке электроэнергии могли поживиться посредники-транспортировщики. Нечто непонятное происходило и на самом верху большой энергетической пирамиды России – тарифы обрастали все новыми составляющими и все они должны были оплачиваться из карманов потребителей.
Самое удивительное, что реально существуют регуляторы тарифного роста, – региональные энергетические комиссии. Но в данной ситуации они делают все для того, чтобы тихо умыть руки.
Против хорошо отлаженной политики тарифного надувательства, действительно, не попрешь. Во всяком случае, не сразу. Уже не первый год эксперты говорят о том, что удельные затраты, на которые ссылаются монополисты, на создание нового «генерирующего» киловатта в 3-4 раза превышают действительно необходимые из-за массы посредников-спекулянтов. Думаю, такую информацию могли бы подтвердить и в родной нам ОАО ОГК-1, куда входит Ириклинская ГРЭС. Но тут вновь незадача – гидроэнергетика, которая всегда была и будет дешевле атомной добычи электричества, нынче не в почете. Ставки делаются на атомщиков, под это дело были провозглашены несколько инвестпроектов. Однако дальше точек на карте ничего не пошло.
Еще одна сторона вопроса – неиспользование средств, которые были заложены в тариф. Если верить сообщениям аналитиков в центральной прессе, с 1994 года с народа энергетики насобирали порядка 20 млрд долларов. Можно представить их стратегический запас – оборотные средства. Причем это было черным по белому, то есть никак не скрывалось от налогообложения. Так вот, если те средства, которые были заложены в тариф, никак не были использованы в прошедшем году, то, в соответствии с нормативными документами о регулировании тарифов, на эту сумму должны были занижаться затраты в цене на электричество на следующий год. Большинство РЭКов и Федеральная тарифная служба явного нарушения просто не заметили. Никто не снизил народу тарифы до сего дня, а теперь этого и вовсе не дождаться. На самом верху дипломатично отмалчиваются: тарифы определены, спущены в регионы, далее в муниципалитеты – пусть работа идет на местах. Если на местах есть деньги, пусть субсидируют малоимущих – придумано очень демократично.
Самое интересное – особо не витийствуют по поводу предстоящего повышения тарифов даже наши партии, которых при любом раскладе хлебом ни корми – дай поговорить. Понятно опять же – без света никому сидеть не охота даже в знак солидарности с малоимущими…
Галина Вискова
Источник: www.orvest.ru