С 28 марта жители области перестали ходить на работу, за исключением тех отраслей, работу которых невозможно прервать или выполнять дистанционно. 4 апреля губернатор Оренбургской области объявил, что нерабочая неделя продлена до 12 апреля. Это необходимые меры, чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции в регионе. Сейчас идёт вторая неделя, как наш местный бизнес простаивает. Об этом мы с вами и поговорим. Все принятые меры по борьбе с коронавирусом — это, конечно, хорошо, но тем временем, бизнес погибает или его просто убивают.
Мы попросили рассказать местных предпринимателей, как на самом деле обстоят их дела сейчас и есть ли в действительности поддержка со стороны правительства.
Роман Гафаров — предприниматель, владелец ресторана «Восток». Его деятельность как раз попала в список тех, кто с самого начала перестал работать: кафе, бары, рестораны.
Роман Гафаров, предприниматель
Мы стоим. Это тяжело, это сложно. У нас есть, например, кредит, но по кредиту мы, надеюсь, договоримся с банками. Сдвинем, что называется, сроки окончания. Но есть вопросы, связанные с заработной платой. Они пока подвешены и не решены. Есть вопросы, связанные с коммунальными платежами. Мы стоим, у нас нет дохода.
Если какие-то вопросы ресторана получится решить за счёт учредителей (далеко не все, конечно), то что делать тем, у кого весь заработок идёт от работы ресторанов? Это, конечно же, ведущие, операторы, музыканты, фотографы, оформители и многие другие, кто вообще остался без заработка?
Важный момент — как будут работать «подарки» от государства для предпринимателей, такие как отсрочка коммунальных платежей, арендной платы, беспроцентные кредиты и так далее, никто пока особо не понимает. Об этом, кстати, чуть ниже.
Роман Гафаров, предприниматель
А пойдут ли все эти организации навстречу, чтобы рассрочку сделать? До конца года, может даже уйти на 2021 год. Пока полная неясность. Все ждут нормативные документы с федерального центра. Начали приниматься законы, постановления правительства. Я думаю, что все потихоньку устаканится, но апрель будет сложный. Очень рассчитываю на то, что после 12-13 числа мы начнём работать и всё устаканится.
Виктор Сидоров — предприниматель. Руководитель компании «Ринг». Эта организация одна из последних представителей региональных розничных сетей в Оренбургской области. Позиция Виктора Владимировича однозначная и чёткая — никакой поддержки от государства бизнесу ждать не стоит. Партнёры Виктора Сидорова — владельцы кафе, ресторанов и прочие — сейчас простаивают, следовательно, не зарабатывают, а это значит, что они не принесут ему денег, а он не заплатит их производителю.
Виктор Сидоров, предприниматель
Я вижу, что эти клиенты не работают, они не получают деньги, соответственно, они не принесут их мне, я их не отдам производителям. Это замкнутый круг. Чем больше мы будем стоять, тем хуже будет всем. И даже если говорить, что бюджетники сейчас получают какие-то деньги на карточку, им платит государство. Откуда они деньги берут? С нефти? Так нефть стоит дешево. С налогов? А откуда потом налоги брать? Поэтому чем быстрее откроют и разрешат нам работать, снимут эти ограничения, тем лучше.
Изучив постановления правительства Михаила Мишустина об отсрочке платежей по арендной плате, Виктор Сидоров выяснил, что документы означают следующее — как договоритесь, так и будете платить.
Виктор Сидоров, предприниматель
По договоренности, по согласованию, можно будет уменьшить арендаторам плату. Я, как арендодатель, уменьшил всем своим арендаторам на 50% арендную плату. Тем, кто сейчас не работает.
Но, важно уточнить, Виктор Владимирович, например, уменьшил арендную плату своим партнёрам, но ему-то никто не уменьшил ни коммунальные платежи, ни проценты по кредитам, ни налоги на землю, ни налоги на имущество. Ему за всё это надо платить полную стоимость, и абсолютно всем он не может дать отсрочку по оплате аренды помещения.
Конечно, предприниматели всё понимают и говорят о том, что дальнейшая их работа зависит от эпидемиологической обстановки в регионе. И в этой ситуации очень надеются, что региональная власть, на плечи которой переложили ответственность принимать решение о возобновлении работы, сможет найти баланс между экономическим и медицинским аспектами пандемии. Ведь людям одинаково не хочется умирать ни от вируса, ни от голода.