В самый разгар огородного сезона жители частного сектора остаются без поливочной воды. Трубы пересохли ещё в конце мая. На все вопросы возмущенных людей, вынужденных поливать свои сотки питьевой водой, коммунальщики отвечали: ведутся ремонтные работы.
Чем выше температура — тем ниже напор воды. Формула не научная, но на протяжении последних лет для орчан — жителей многоэтажек — ставшая аксиомой. Как только краны с холодной водой вместо бодрой струи живительной влаги выдают утробное хрипение и робкое «кап-кап», а то и вовсе ничего не выдают, жители города вполне обоснованно высказывают свое недовольство местным чиновникам. Этой проблеме не один год, о ней пишут, с ней разбираются, борются, а все остается по-прежнему. И спроси любого, кому воды попадает в дом совершенно в малом количестве, он с уверенностью скажет: «Напора нет, потому что поливают огороды».
Если в кране нет воды...
В прошлом году — когда лето было особенно засушливым — ситуация достигла апогея. Для того чтобы жители города в общем и многоэтажек в частности могли увидеть живительную влагу не только глубокой ночью, Водоканал был вынужден перекрыть подачу горячей воды. Впрочем, эта мера, разумеется, не смогла стать решением проблемы. Однако этим летом жители многоэтажек вздохнули свободно: острых проблем с питьевой водой пока не наблюдается.
К сожалению, наличие воды — не столько заслуга Водоканала, сколько результат погодных условий: лето выдалось достаточно дождливым. Именно это обстоятельство помогло жителям частного сектора, отключенного от поливочного водовода, спасти урожай. Надрывали свои спины и кошельки (при поливе питьевой водой из домашнего крана) жители улиц Чехова, Кутузова, Запорожской, Ялтинской, Батумской и многих других.
— Вы представьте, что значит поливать огород, таская воду из колонки, идти до которой не меньше пятисот метров?! — возмущается житель ул. Батумской. — Для начала нужно ее в бак натаскать, а это не меньше двух тысяч литров! Впрочем, для нормального полива одного бака недостаточно. А ведь в большинстве частных домов по-прежнему проживают пенсионеры, и именно они работают в огородах. И семидесятилетние женщины на своем горбу тягали эти фляги с водой. Только дожди и спасают. Будь лето такое же засушливое, как в прошлом году, — конец урожаю.
— Начиная с конца мая, воду мы видели всего три раза, — включается в диалог житель Апшеронской, — это просто издевательство! Я и жена — инвалиды, пенсия копеечная, едва на жизнь хватает, только с огорода и кормимся, а тут и этого лишают! Мы же за воду исправно платим, куда все эти деньги деваются, неужели их не хватает на ремонты?! Зато все начальство коттеджей себе понастроило — может, они там зарыты? А мы с бабкой ведра на себе таскаем, она у меня уже в больницу слегла — давление от непосильных нагрузок подскочило. И не только она — на соседней улице мужчина с инфарктом загремел — тоже натаскался. Да и молодым нелегко приходится: с работы принесутся, и вместо того чтобы отдыхать да с детьми заниматься, за лейки хватаются. А много ли ты ее принесешь — это вон у соседей колонка поблизости, а нам к черту на кулички мотаться приходится. Золотые нынче помидоры будут, особенно для тех, кто через них в больницу попал!
Так сколько же стоит техническая вода?
Воду перекрыл «ОрскВодоканал». И в сложившейся ситуации с нехваткой технической воды здесь винят самих жителей. По словам руководителя предприятия, техническая вода, использующаяся для полива огородов, не является коммунальной услугой.
— Ни у одного частника нет договора поставки воды, — говорит директор ООО «Водоканал» Сергей Прокофьев. — В настоящее время документы имеются только у юридических лиц. На одном из участков трубопровода произошла авария. Нам удалось ее устранить. Жители частного сектора должны понять, что эпоха неограниченных и исключительно дешевых ресурсов завершилась. До недавнего времени в сфере ЖКХ ни у потребителя, ни у поставщика не было мотивации экономить ресурсы. Сегодня «Водоканал» терпит колоссальные убытки: стоимость поливочной воды сильно занижена и мы недополучаем средства на реконструкцию водовода, а его состояние на данный момент уже не просто критическое — идет процесс полного, практически стопроцентного обветшания труб. Более того, эти трубы не принадлежат никому — в большинстве случаев жители частного сектора прокладывали их самостоятельно, и порой мы даже не знаем, где они находятся.
— Неужели город не может принять все это хозяйство на баланс?
— А что мы должны брать? Во-первых, в самой системе водоснабжения отсутствует съемка водопроводных сетей, поэтому ни у кого нет достоверной информации по водопроводам города. А для того чтобы мы могли начать развивать систему, необходимо знать, сколько их, этих труб, — они должны быть осязаемы на бумаге. У нас очень большое количество тупиковых точек на водопроводных сетях. Практически все сети имеют высокий процент износа и требуют замены. Невозможно давать необходимое давление в сеть, так как возникнет катастрофа. Запорная арматура (задвижки) находится в предаварийном состоянии, заменить ее невозможно, то есть при этом придется менять и водопроводные трубы. И жители улиц прекрасно об этом знают — мы же выезжаем на аварии (хотя и не обязаны этого делать), ставим бесконечные хомуты, латки и так далее. Кстати, чтобы заменить только магистральный водовод, требуется 12 миллионов рублей — вы думаете нам такие суммы кто-то подарит? Стоимость одного метра трубы — минимум 3-4 тысячи рублей. Плюс стоимость работ по ее замене. У города просто нет таких денег. Хочу отметить, что в других городах страны уже давно действует система договоров, а Орск по-прежнему живет в социализме. Ни один житель частного сектора и понятия не имеет о том, что на техническую воду, как и на питьевую, необходимо ставить приборы учета. Чтобы мы смогли заменить действующую систему, стоимость технической воды должна возрасти до 38 рублей за кубометр.
— Питьевая вода стоит 11 рублей. При стоимости, которую Вы озвучиваете, урожай будет даже не золотым, а платиновым. Проще уж питьевой поливать. И как может питьевая вода, в которую изначально заложено куда больше затрат, стоить дешевле технической?!
— Возможности питьевого водовода тоже не безграничны. И если жители частного сектора начнут поливать садово-огородные участки питьевой водой, без воды останутся жители многоэтажек. Безусловно, мы прекрасно понимаем абсурдность этих цифр, но это цена с учетом реконструкции. Если же оставить ситуацию как есть, система просто рухнет. В стоимость питьевой воды не заложен колоссальный ремонт, который требуется для технического водовода, нет там модернизации и реконструкции, а оплачивается только текучка — стоимость воды. И контролировать ее потребление все-таки проще. У нас ведь как люди привыкли: бросил шланг и течет вода кубометрами. Между тем, пропускная способность трубы тоже не безгранична. В результате такого отношения к воде жители следующей улицы часами ждут очереди на полив. Заметьте, несмотря ни на что, «Водоканал» проводит замену обветшавших участков, но возможности предприятия не безграничны.
— Получается, ситуация критическая. Если верить Вашим словам, то без глобальной реконструкции частный сектор полностью останется без поливочной воды максимум через 2-3 года?
— Именно так.
— И какой же выход из сложившейся ситуации можно предложить людям?
— А выход один: нужна вода — заключайте договоры, устанавливайте приборы учета.
Бурите, люди, бурите!
Ситуация, безусловно, неоднозначная. С одной стороны, можно понять чиновников — трубы изношены почти на 100%. Восстановить их — задача для бюджета непосильная. Лить воду в зияющий прорехами водовод — непозволительная роскошь. С другой стороны — несчастные жители частного сектора, занимающиеся огородничеством тоже не от хорошей жизни. Сегодня им предлагают скинуться на замену уличных водоводов и решить эту проблему самостоятельно. Но стоимость кубометра воды от этого меньше не станет — ведь замены требует и центральная часть трубопровода. Кроме того, рекомендуется заключить договоры и поставить счетчики. А если учитывать тот факт, что количество незаконных подключений превышает все мыслимые нормы, выходит, что сознательные граждане будут оплачивать воду для остальных.
В общем-то, та картина, которую рисует руководитель «ОрскВодоканала», вполне вписывается в отношение чиновников к простым гражданам. Износились электрические сети — возьмем деньги на ремонт из карманов рядовых потребителей. Устарел жилой фонд — ремонтируйтесь за свой счет, уважаемые собственники, поскольку жилье приватизированное. Не хватает денег на медицину и образование — переведем учреждения на автономку и возьмем недостающие деньги у болеющих и учащихся...
Техническая острая сторона вопроса очевидна. Надежды на восстановление нормального водоснабжения в ближайшее время нет. Нетрудно представить, что будет дальше — вряд ли местный бюджет сможет выделить огромные деньги на замену всей системы водоснабжения. Не потянут эту ношу и граждане. Вот и выходит, что от грядок, всегда помогавших прокормиться зимой, теперь придется отказаться: вода для полива огородов влетит в такую копеечку, что урожай (если вырастет) будет просто золотым. Не в пустыне вроде живем, а вот поди ж ты...
Ольга Агафонова.
Источник: «Орский вестник»