В Москве в ОАО «РЖД» состоялся II Съезд региональных журналистов на тему «Сотрудничество субъектов Российской Федерации и ОАО «РЖД»: региональные проекты федерального значения». Мероприятие посетила корреспондент Orsk.ru Светлана Станкевич и еще более 150 журналистов из 58 городов Российской Федерации.
В течение некоторого времени мы будем знакомить вас с новинками и перспективами в РЖД посредством серии материалов на тему.
В очередной серии поговорим о безнадежно убыточных регионах, повышении тарифов и прямой электричке от Пекина до Лондона. Обо всем об этом журналистам рассказал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.
Начал Владимир Иванович с краткого отчета о последних достижениях.
– В 2014 году мы закончили строительство российско-корейского терминала в городе-порте Раджин. Это расширение наших выходов в мировую экономику. Пробные отгрузки угля уже сделаны. Мы отпраздновали 180 лет со дня строительства первого паровоза и 40-летие БАМа. Это абсолютно необходимая для экономики России артерия. И у нас существуют перспективы по этому поводу. Сейчас принимается решение по модернизации магистрали. Мы открыли Манский тоннель в Красноярском крае. Мы закупили подвижной состав Talgo с автоматическим изменением ширины колесной пары. Это позволит нам без перестановки тележек выгонов осуществлять сообщение с западными странами. Кроме того, за 11 лет в компании накопился огромный опыт, в том числе научный. Мы являемся разработчиками и владельцами единственного типа локомотивов, который работает на природном газе с использованием криогенных установок. Такого нет ни у кого: ни в штатах, ни в Европе. Пока только разработки. А у нас работает. На одной заправке такой локомотив способен проехать дистанцию 1000 км.
Далее Владимиру Якунину пришлось держать ответ перед журналистами. Первый вопрос – о повышении тарифов. В 2015 году ожидается индексация на грузоперевозки в районе 10%. Работники пера попросили главу РЖД объяснить свою позицию.
– Мы были в очень серьезной дискуссии с финансово-экономическим блоком правительства в прошлом году. Тогда была брошена идея обнуления тарифов. Казалось, что это позволит стимулировать экономику и промышленность. В итоге это могло привести к необходимости уценки основных средств нашей компании. Убытки исчисляются трехзначной цифрой миллиардов рублей. Сейчас нам приходится балансировать бюджет просто драконовскими методами. В данный момент более 133 тысяч работников у нас находятся на неполной занятости. Мы режем по живому.
Между тем, рентабельность угольной промышленности, по словам Якунина, составляет 16%. Это в 2 раза выше, чем у железнодорожников. Так что повышение тарифов на грузоперевозки, по мнению железнодорожников, является мерой необходимой. Тем более, что РЖД – важная составляющая российской экономики. Это 1,6% ВВП страны и 3% инвестиций в основные средства экономики РФ.
Другая наболевшая тема, интересующая журналистов, – пригородное сообщение. Вопросов в этой сфере много: почему сократилось количество поездов, пресловутые пересадки на межгороде через каждые 200 км, состояние вагонов и вокзалов и много другое. На это руководитель структуры ответил цифрами: на пригородное сообщение и дальние пассажирские перевозки ежегодно выделяется по 25 миллиардов субсидий.
– Дело в том, – объяснил Владимир Якунин, – что здесь соединяются 3 полюса. Первый – региональная власть, которая устанавливает тарифы на пригородные перевозки. По закону, если установлены определенные экономические условия и они наносят ущерб деятельности компании, то тот, кто имеет право устанавливать такие условия, обязан компенсировать эти убытки. Второй – это федеральный бюджет, который во взаимодействии с регионами будет балансировать бюджеты страны и регионов. И у нас большая часть регионов – дотационные. И третий полюс – это мы. Государство должно компенсировать регионам примерно 2/3 реальных расходов. Но сейчас это пока разговоры, к сожалению. В настоящий момент только 8 субъектов РФ компенсирует самостоятельно все убытки. Это Хабаровский край, Республика Адыгея, Сахалин, Тюменская, самарская и Томская области. С прибылью работают компании в Санкт-Петербурге, Рязанской и Астраханской областях. В 12 регионах компенсируют более 80%. В 22 – держаться между 50 и 80%. В трех – вообще ничего не компенсируют: Это Ставропольский край, Вологодская и Ленинградская области.
Отметили представители СМИ и некоторую несправедливость в отношении россиян: иностранные граждане на международные поезда могут купить билеты за 60 дней, а российские – лишь за 45. как выяснилось, сейчас эту проблему пытаются разрешить.
Зашел на семинаре разговор и о высокоскоростной магистрали Москва-Казань. Поезда по этой ветке будут двигаться со скоростью 200-400 км/ч. Магистраль пройдет по территории 7 субъектов РФ: Москва и Московская область, Владимирская и Нижегородская область, Чувашская Республика, Республика Марий Эл и Республика Татарстан. Кроме того, планируется, что дорожное полотно дотянется до Уфы и Екатеринбурга.
– В соответствии с графиком работ мы все свои обязательства выполнили, – поведал Якунин. – К сожалению, не могу сказать того же о других ведомствах. В настоящий момент в плане сказано, что инвестиции, вложенные в создание магистрали, окупятся за 15 лет. На прилегающей к магистрали территории проживает примерно 25 миллионов человек. Мы видим в этом наличие платежного потенциала. Кроме всего прочего, этот проект будет стимулировать развитие нашей промышленности в целом. Причем, нет ни одного государства, которое бы из-за санкций отказалось участвовать в наших проектах. Присутствовать хотят все. Более того, интерес к ВСМ проявляется и со стороны Азии, Арабского востока. Реальный интерес проявляет и китайская сторона. Я даже слышал, что в планах у Китая создать скоростное движение от Пекина до Лондона по этой магистрали.
Участвовать в строительстве планирует и Казахстан. Так что в этом случае высокоскоростная линия пройдет и до столицы республики.
Среди глобальных строек РЖД и вторая очередь БАМ. Стройка обещает стать такой же исторической. Уже сейчас к работе привлекается до 9 тысяч студентов и студенческих отрядов. Отметил Владимир Якунин и отличное сотрудничество с Уралом. Ведь именно здесь впервые в истории РЖД возник завод по производству локомотивов. Тут же успешно производятся знаменитые «Ласточки».
Не обошлось на семинаре и без разговор о конфликте на Украине. Дело в том, что в пределах Северо-Кавказской железной дороги проходит часть российских маршрутов.
— Приграничные линии в восточной зоне подрывались, — пояснил Владимир Иванович, — и мосты подрывались, и инфраструктура, которая находится на территории Украины, но относится к нам. Многое зависит от политического диалога. В разговоре же между нами и украинскими коллегами никогда не возникало других подоплек, кроме безопасности, ответственности за пассажиров и грузы.
Что касается дорожного сообщения с Крымом, то в этом году был запущен поезд Москва-Симферополь. Он двигается через Керченскую переправу. Сейчас этим же путем идут и грузы.
— Переправа эта старенькая и слабенькая, — отметил Якунин, — но решение о строительстве перехода через Керченский пролив, на мой взгляд, решит эту проблему. Сейчас нужно просто перетоптаться.
После разговора на такие непростые темы Владимир Иванович решил еще раз напомнить присутствующим об инновациях РЖД.
— Это и начало производства в России специальных рельсов для высокоскоростного движения. Мы ведем передовые разработки в области систем управления. Мы работаем с китайскими фирмами, в частности, согласовываем реализацию систем и использованием спутниковых технологий. Они позволят вести поезд практически без участия машиниста. Человек будет нужен лишь для того, чтобы контролировать работу приборов. Мы используем самые передовые технологии и материалы. Это и композитные материалы, которые мы предполагаем внедрить в путевое хозяйство и для нового строительства платформ, вокзалов и т.д. В Сочи, например, на вокзале мы используем солнечные батареи. 30% всей потребляемой воды собирается из осадков. Так что к новейшим технологиям у нас особенный аппетит.
Красной чертой в своем выступлении Владимир Якунин подчеркнул отношение к прессе. По его словам, взаимоотношения РЖД и СМИ складываются самым наилучшим образом по схеме вопрос-ответ. Нехорошие статьи про железнодорожников пишут только продажные журналисты.
Служба информации ТРК «Евразия».