Ещё один известный в Орске самовыдвиженец — Сагындык Узакбаев — не прошёл в качестве кандидата в депутаты на выборы в горсовет. И если у Антона Зудилова, который также не попал в список кандидатов, ситуация бесспорная, в данном случае всё не так просто. Дело дошло до суда. Рассказываем, что мы узнали.
Сагындыка Узакбаева территориальная избирательная комиссия не допустила до выборов, опять же, из-за недочётов в подписных листах. Сам он с такой позицией избиркома категорически не согласен, поэтому за помощью и обратился в суд.
Сагындык Узакбаев, экс-кандидат в депутаты в орский городской совет
Ваша честь, я считаю, что ко мне со стороны комиссии на сегодняшний день явные признаки предвзятого отношения.
Ещё раз о листах: эти бумаги самовыдвиженцы обязаны предоставить в комиссию, причём в них должно быть определённое количество подписей от избирателей. Однако в оформлении данного документа очень много нюансов. Все эти листы комиссия тщательно проверяет, иногда даже прибегает к помощи специалистов по почерку. Короче говоря, всё серьёзно. Кстати, для кандидатов от партий таких строгих условий нет…
Что произошло с Сагындыком Узакбаевым? В зале Ленинского суда он сообщил, что 14 июля уведомил территориальную избирательную комиссию о самовыдвижении его кандидатуры в качестве депутата по округу №17. 22 июля сдал те самые подписные листы, в них было 45 подписей от жителей округа. Но 28 июля в 15:00 Узакбаев пишет заявление об аннулировании этих самых листов. Этот документ приняла территориальная комиссия.
Своё решение Узакбаев объясняет так: засомневался в оформлении некоторых из названных выше бумаг, а исправлять или вносить в них изменения по закону запрещено. Поэтому и решил, посоветовавшись с депутатом горсовета Антоном Зудиловым, аннулировать их, чтобы потом подать новые подписные листы, оформленные уже без всяких недочётов. Отметим, что на всё про всё у Узакбаева оставалось чуть больше суток: подача заявок заканчивалась 29 июля в 18:00.
Собственно, так Узакбаев и сделал: 29 июля в 15:30 он принёс новые подписные листы. И их приняли. Однако перед этим произошло одно важное событие.
28 июля в 16:00, уже после того, как Узакбаев принёс заявление об аннулировании его подписных листов, — прошло совещание рабочей группы. При этом, по словам Сагындыка, об этом его заранее не предупреждали. На нём рассматривались именно те подписные листы, которые Сагындык сдал в первый раз — 22 июля. И в них нашли недочёты, что и повлияло на решение территориальной комиссии по поводу регистрации Узакбаева в качестве кандидата в депутаты.
Сагындык Узакбаев, экс-кандидат в депутаты в орский городской совет
31 июля в 16:00 состоялось заседание территориальной комиссии Ленинского района, которую вёл председатель избирательной комиссии Головырских Владимир Данилович, на котором мне отказали в удовлетворении моего заявления в рассмотрении новых подписных листов. На этом же заседании мне отказали в регистрации в качестве кандидата в депутаты по кругу №17.
Таким образом, в выборах по решению комиссии Узакбаев не может участвовать. Однако сам он и его защитники уверяют: комиссия не должна была рассматривать подписные листы, поданные 22 июля. Ведь Сагындык их просил аннулировать.
Антон Зудилов, депутат орского городского совета
Тут вообще не понятно, почему его просьбы и желания, которые в законном порядке ничем не запрещены, не были рассмотрены и удовлетворены.
Позиция председателя избирательной комиссии Орска Владимир Головырских иная.
Владимир Головырских, председатель избирательной комиссии Орска
Я ещё раз подчёркиваю, что Узакбаев накануне, за сутки до заседания рабочей группы, был приглашён на заседание рабочей группы. И я допускаю, что, в принципе, понимая, что запахло жареным — иначе не скажешь — Узакбаев поспешил в территориальную избирательную комиссию на следующий день — 28 — и подал. Поскольку он знал уже, что заседание рабочей группы будет в 16 часов. И подал то заявление по аннулированию подписных листов, о котором идёт речь.
Владимир Головырских ссылается на часть 2 статьи 35 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области». По его словам, там указано, что подписные листы не подлежат никаким исправлениям, правкам, замене или аннулированию.
Владимир Головырских, председатель избирательной комиссии Орска
Я понимаю, что истец, его представители, между строк в законе ищут слово «аннулирование». Его нет, быть не может и не должно. Но это не значит, что закон разрешает подмену ранее сданных, принятых избирательной комиссией подписных листов.
Прокуратура иск Сагындыка Узакбаева не поддержала, пояснив, что принятое избирательной комиссией решение основано на законодательстве.
Ксения Агапова, старший помощник прокурора Ленинского района Орска
Кроме того, в силу статьи 35 закона Оренбургской области о выборах депутатов исключается возможность внесения каких-либо изменений именно в представленные подписные листы. Вместе с тем, аннулирование представленных ранее в избирательную комиссию подписных листов предполагает их заменыу вновь представленными, что свидетельствует о цели внесения изменения в подписные листы. Возможность их аннулирования, изъятия, замены законом не предусмотрена. При таких обстоятельствах полагаю, что административно-исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Всё это время Узакбаева поддерживал действующий депутат орского городского совета Антон Зудилов. Когда суд удалился в совещательную комнату, он высказал своё мнение по поводу происходящего.
Антон Зудилов, депутат орского городского совета
Та норма, на которую ссылается представитель избирательной комиссии, не запрещает кандидату отозвать или аннулировать документы, сданные кандидатов в период его выдвижения. Самое важное: до того момента, пока не была проведена проверка каких-либо документов. Если прошла проверка, то писать заявление («Прошу аннулировать такие-такие документы» после проверки — это не разумно. Но в данном случае проверки никакой не было. И его право было аннулировать эти подписные листы.
Такую же позицию занял и адвокат Узакбаева Александр Дерябин. Он настаивал на том, что часть 2 статьи 35 названного ранее закона не запрещает кандидату в депутаты аннулировать подписные листы. Точку в этом деле поставил суд, который отказал Сагындыку Узакбаеву в иске к избирательной комиссии Орска. Таким образом, решение избиркома признано законным.
Уже после заседания суда мы спросили у Владимира Головырских, что же было не так в тех самых подписных листах, которые Узакбаев сдал в избирательную комиссию 22 июля.
Владимир Головырских, председатель избирательной комиссии Орска
Но по заполнению возникли вопросы. Я должен сказать — ко мнению эксперта, который приглашался на обозрение листов — мы прибегали, мы эксперта приглашали, и он был на обозрении подписных листов Узакбаева. И у него возникло масса вопросов. Как у почерковеда. Ну всего не перечислить.
Итак, среди недостатков, которые вошли в решение избирательной комиссии — исправлена дата, причём данное исправление не оговорено. Из-за этого недочёта сразу лист, где он был допущен, считается недействительным. Таким образом, у Сагандыка минус 5 подписей.
Владимир Головырских, председатель избирательной комиссии Орска
Потом была подпись избирателя, который не проживал в его округе и не проживает. Это тоже установлено. Есть избиратель, который указал паспортные данные не правильно. Есть избиратель, который не полностью указал свои данные. Вот такие моменты, и в итоге минусовалось 9 подписей из 45. В остатке осталось 36.
36 подписей оказалось слишком мало для того чтобы Узакбаев прошёл в кандидаты в депутаты. А вот мнение самого Сагындыка.
Сагындык Узакбаев, экс-кандидат в депутаты в орский городской совет
Каким образом у нас в городе убирают людей, которые однозначно могут в своих кругах быть депутатами. Это однозначно люди, которые неугодны власти, которые могут сказать «нет», которые будут защищать интересы орчан, а не какой-то отдельно взятой партии. На сегодняшний день только орчане наши — вся наша необъятная страна — не верят ни «Единой России», ни КПРФ, ни «Справедливой России». В нашем Орске одна партия — орчане.
Намерен ли Узакбаев обжаловать данное решение суда? Пока ещё он не решил.