Этой осенью состоялись выборы в Законодательное Собрание Оренбургской области. Депутатский корпус в значительной степени обновился, в региональном парламенте появилось много новых лиц. Поэтому ORSK.RU решил провести ряд встреч с теми, кто представляет интересы жителей восточного Оренбуржья. Сегодня мы беседуем с Владимиром Гудомаровым — секретарем городского комитета КПРФ, бывшим депутатом Орского горсовета.
— Давайте начнем с самых недавних новостей из Заксоба... Бюджет 2022 года принимался не без скандалов. И мы все помним ту самую пресс-конференцию на ступеньках ДК Нефтехимиков [по этому поводу]. Фракция КПРФ, и вы тоже, голосовали против бюджета — при том, что глава города говорил: бюджет для Орска совершенно фантастический, нам дали намного больше денег, чем в предыдущие годы. Почему вы голосовали против?
— Позиция партии — против такого бюджета, который формируется в стране, в регионах, в городах. Потому что мы предлагали свой, альтернативный, бюджет. КПРФ вносил документы, давал поправки, откуда взять деньги, порядка 33 триллионов...
— Это в федеральном масштабе?
— В федеральном. Но тогда хватило бы и на региональный, и на местный бюджеты. Мы и в предвыборной кампании шли с тем, что мы против той несправедливой пропорции, которая сегодня существует. У нас же расщепление сегодня: 81% [доходов] уходит на федеральный уровень, а 19% остается в региональном бюджете. А муниципалитетам вообще крохи достаются... В этом году нам сказали, что впервые фантастический, такой большой бюджет, на миллиард с чем-то больше стал. Но, извините, а инфляция какая? Как поднялись цены на стройматериалы? Фантастический... А почему он не 9 миллиардов для Орска стал? Почему 6 только? Если изучать бюджет, то в человека, в социальную сферу, не видно, что великие деньги какие-то заложены. На обслуживание больше заложено зданий, сооружений...
— То есть, условно, школа как была, так и есть, просто она теперь больше «съедает» на коммунальных ресурсах?
— Да! Я не увидел, чтобы там зарплата сильно поднималась у учителей, в детских садах... И, что интересно, сейчас, с нового года, на 4% им хотят поднять, но себе подняли зарплату чиновники высшего уровня, как я их называю, 16 человек, от 30 до 50%. Ну, это как называется?
— Вы сказали, что федеральный бюджет КПРФ предлагала пополнить на колоссальную сумму... А откуда? Где деньги предлагали взять?
— Ну, ряд направлений есть. Здесь, в этой студии, присутствовала Нина Останина [депутат Госдумы], мы с ней общаемся тоже... И неоднократно мы говорили: ввести надо госмонополию на ту же ликеро-водочную продукцию, это и царскую Россию кормило, и сейчас приносило бы в казну. А мы отдали все в частные руки, и видим, к чему это приводит — вот, Орск прогремел недавно, отравились люди суррогатным алкоголем... Пересмотреть можно также доходы от нефтяной сферы. У нас же искусственно занижается планка: в бюджете стоит, опустим, 40 долларов цена нефти, а что выше — отсекается, уходит во внебюджетный какой-то фонд, где уже денег скопилось потора десятка триллионов. Но это в фондах, не в бюджете. И эта «кубышка» размещается в западных ценных бумагах, а не работает на экономику своей страны. Мы предлагали и здесь поправки внести. Но нас там [в Москве] не слышат. И здесь [в Оренбурге] не услышали. А в соседней Татарии другая пропорция: 36% остаётся в регионе, а 64% уходит в федеральный бюджет. Да и у нас, в Оренбургской области, была недавно пропорция другая, 27% на 73%...
— А от кого она зависит, эта пропорция: губернатора, Заксоба, Думы?..
— Ну, позиция важна и губернатора, и депутатов Заксоба, и Госдумы. Надо в одном русле работать, вместе ставить вопрос и на обсуждение выносить его. Мы-то готовы это поддерживать, и наши депутаты [коммунисты в Думе] говорят, что больше надо давать регионам денежных средств, идеально бы 50%. Потому что все проблемы — они в регионах, а еще больше — на местном уровне. А нам глава говорит: «Денег нет — ни на то, ни на то, ни на то».
— До вас в этом кресле сидел Сергей Романенко, и он новость нам рассказал, которая прогремела, был эффект разорвавшейся бомбы. Он сказал, что депутатам-коммунистам в 2022 году не запланировано средств на социально-значимые нужды, на решение важных проблем. То, что раньше...
— Уже лет 20.
— Ну, довольно давно выдавались эти деньги. Романенко сказал, что таким образом избирателей наказывают за неверно сделанный выбор, проголосовав за коммунистов. А потом единороссы - бывший депутат Заксоба Василий Тишин, депутат горсовета Александр Чернышов — говорили: дело не в том, что кого-то кто-то наказал. В том, что сами депутаты Заксоба — то есть вы — не хотят работать. Просто не запросили этих средств, не обосновали их выделение, поэтому ничего и не получили... Прокомментируйте.
— Лукавят и Чернышов, и Тишин. Когда мы избрались? Мы избрались в сентябре. Бюджет уже формировался. Нам его выдали уже 1 ноября, и в проекте бюджета мы этих денег не увидели.
— То есть у вас физически не было возможности что-то предусмотреть?
— Ну да. Мы подали поправками ко второму чтению: увеличить эти ассигнования до определенного уровня, чтобы хватило всем депутатам-одномандатникам. И получилось как: сначала Орск не оказался там, Бузулук и Оренбургский район. Но потом подумали - и решили еще и Оренбург наказать. У нас же там тоже победил один депутат-коммунист, Нурлан Мунжасаров. И вот пять депутатов-единороссов там тоже наказали.
— До вас в этом самом кресле была и Галина Вереницина, председатель горсовета. Я ее спрашивал, общается ли она с депутатами Заксоба новоизбранными. Ответила, что контакта нет. Но, сказала она, я-то готова, двери открыты, пусть приходят... Вопрос: почему не приходите-то?
— Лукавит, и откровенно лукавит. Когда мы избрались в горсовет еще, мы организовали группу «Орское народовластие». Так вот, мы трижды проводили заседания, приглашали ее к себе, она ни разу не пришла. Глава города. надо отдать должное, находил время и приходил, мы общались. Другое дело — реализация тех вопросов, которые мы ставили... Но общение было с главой. То есть он более открыт оказался. А Вереницина — не приходила. И говорить, что это мы должны прийти... Ну, мы же не пойдем самовольно туда: здрасьте, мы общаться хотим. Позвоните, пригласите. Я бы к себе звал гостей, наверное, а не сам напрашивался к кому-то, так, наверное, принято?
— Вы в политике с середины 90-х, кажется? Вот если посмотреть, за все эти годы отношения как выстраивались между коммунистами и... Ну, скажем, представителями партии власти. То есть «Единой России» еще не было в середине 90-х как таковой, но структура-то фактически существовала. Как вам кажется, эта пропасть между вами сейчас увеличивается или наоборот, какие-то мосты перебрасываются через нее?
— Если брать просто индивидуальное общение с представителями «Единой России», то оно нормальное — в приватных беседах. А вот если брать какие-то рабочие моменты, то такое ощущение, что любое наше предложение у них вызывает...
— Но так не всегда было?
— Ну, я-то не был депутатом раньше. Я был помощником депутата Госдумы, Волкова, много лет... Его принимали, конечно, во всех сферах. Но тогда, может, еще 90-е годы, все выходцы были недавние из КПСС, и они еще знали друг друга. Но постепенно шло расслоение, разделение. А сейчас — многие вещи они понимают же. И мне заявляют [кулуарно]: вы правы, но в официальной обстановке — все. Установка у них такая партийная? Ну, может быть, я не знаю.
— На последних выборах коммунисты показали результат замечательный, думаю, и вы его оцениваете так же: сразу столько депутатов-коммунистов представляют город Орск в Заксобе... И есть такое мнение, что это своеобразный аванс. То есть люди вас выбрали, и теперь будут смотреть: оправдаете вы их надежды или нет? Есть у вас какой-то план, как эти надежды оправдать, чтобы уж на следующих выборах взять большинство в Заксобе и начать принимать законы, как вам хочется?
— План работы у нас — продолжать воплощать ту программу, которая принята компартией. Но основная задача у нас — это работа со своими избирателями, с округами. Какие-то есть предложения — давать их на областной уровень, подключать федеральных депутатов. Сегодня у нас есть такая возможность: депутат Останина будет работать постоянно, каждые 3 месяца сюда приезжать, и, я думаю, многие пожелания будут озвучены на федеральном уровне. Сразу говорю: это тяжело. Не будет, что победили коммунисты — и рай наступит. Нет, конечно. 20 лет все разваливали, все ломали, и вот пришли пять депутатов-коммунистов — и сразу в Орске рай? Не будет такого. И возможности, полномочия депутата - принимать законы. При буржуазной Конституции, законы, которые вносит правительство, депутаты... Законы эти сегодня, к сожалению, направлены на обслуживание господствующего класса. Пытаться в этом какую-то изюминку найти и доказать, что надо вот так делать — это очень сложно. Большинство во всех законодательных и представительных органах принадлежит одной партии.
— Вы — последний депутат, который нас посетил в уходящем году, предлагаю вам поздравить наших зрителей.
— Уважаемые орчане, хотелось бы вас поздравить с наступающим Новым годом. Идет год Тигра, год серьезный... Хочу пожелать вам всем здоровья, сейчас это очень актуально, пожелать успехов, удачи, благополучия, и пусть все сбудется у вас в новом году.