Их ждали воскресным вечером 11 февраля 2018 года. Кто-то из них спешил с работы, кто-то, наоборот, по делам. В самолете было холодно, взлёт задерживался. Пассажиры писали об этом своим близким. Позже машина взмыла в небо. Что произошло дальше, до сих пор не укладывается в голове.
Самолёт Саратовских авиалиний сообщением «Москва — Орск» исчез с радаров после вылета из аэропорта «Домодедово». По данным flightradar24, прямо перед потерей сигнала самолет за минуту снизился с 1900 до 975 метров.
Тем временем в орском аэропорту собрались близкие пассажиров. Они уже знали, но ещё не верили, что жизни тех, кого они любят и ждут, в одночасье оборвались.
Спустя несколько часов появились первые возможные версии крушения: погодные условия, ошибка экипажа, техническая неисправность. На месте крушения самолета образовалась воронка глубиной 2,5 и диаметром порядка 17 метров. Внутри неё разбросаны мелкие обломки самолета, часть из которых сплавилась между собой, писали федеральные СМИ.
12 февраля в Оренбургской области был объявлен траур. В городе появилось несколько стихийных мемориалов. Люди несли к ним цветы, фото погибших, игрушки, свечи.
Тем временем Межгосударственный авиационный комитет начал анализ состояния черных ящиков, найденных на месте крушения.
На тот момент там было обнаружено более 1400 фрагментов тел погибших. Спасатели обследовали более 30 га площади. Найдены также около 500 фрагментов самолета.
Пока специалисты занимались расследованием, в Орске прошли панихиды по погибшим. Найти в небольшом Орске человека, которого так или иначе не затронула бы эта трагедия, было невозможно. У каждого в списке погибших — знакомые фамилии.
По версии Межгосударственного авиационного комитета, самолёт упал из-за неверных данных о скорости полета. Ошибка приборов, вероятно, была связана с обледенением ППД (приемника полного давления). Приборы работали неисправно, показатели на них серьёзно отличались. Их обогрев был выключен. Согласно данным МАК, внештатная ситуация на борту упавшего Ан-148 начала развиваться через 2 мин 30 сек после взлёта.
Спустя несколько дней в федеральные СМИ просочилась информация о содержании разговора пилотов Ан-148 перед катастрофой. По их данным, из расшифровки записи речевого самописца следует, что пилоты не поняли причину проблем с определением скорости самолета. Поведение пилотов назвали непрофессиональным. Однако были и те, кто встал на сторону погибших авиаторов. Отец пилота Ан-148 Арсен Гамбарян назвал версию о не включенном обогреве приёмников полного давления «полным бредом». «Саратовкие авиалинии» посчитали информацию о непрофессионализме лживой. Компания заявила, что члены экипажа были опытными пилотами.
Тем временем родные погибших ждали прибытия тел. Сначала работы по опознанию собирались закончить к 12 марта, но вскоре сроки изменились.
Спустя несколько месяцев в московском следственном комитете рассказали: экспертиза может занять от 6 месяцев до года. К тому моменту на месте крушения было обнаружено уже 13 000 фрагментов тел. Родственникам пообещали закончить анализ до июля.
Сроки прибытия тел отодвигались, количество обнаруженных останков росло.
Однако не все согласились ждать окончания экспертизы. Первые похороны в городе состоялись 18 апреля.
Экспертизу продлили ещё на несколько месяцев. К тому моменту было найдено более 16 000 фрагментов тел.
11 августа в Орске вновь отдали дань памяти усопшим. В Кафедральном соборе святого великомученика и Победоносца Георгия прошла панихида. Десятки орчан молились о прощении грехов и об упокоении душ усопших. Также 11 августа спецбортом родственников погибших доставили на место крушения самолета — в Раменский район Москвы. Там прошло богослужение, его возглавил Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский.
15 ноября останки погибших передали родственникам. Самолёт сел в орском аэропорту спустя 9 месяцев после катастрофы. С усопшими простились в храмах.
Эта трагедия затронула всех без исключения. Жители не только Орска, но и всей области скорбели по пассажирам самолета Ан-148.
Мы всегда будем помнить тех, кто не вернулся домой вечером 11 февраля.